Россия, поведение которой резко изменилось с тех времен, когда она просила о помощи, отказалась заключать соглашение на один год с Международным валютным фондом. Заключив такое соглашение, Москва не получила бы денег немедленно, но повысила бы вероятность реструктуризации $40 млрд долгов Парижскому клубу государств-кредиторов.
Министр финансов России Алексей Кудрин заявил, что правительство не хочет подписывать в этом году программу, ?которая находилась бы под постоянным контролем МВФ?. В последние дни правительственные чиновники жалуются на то, что в этой программе МВФ предлагает Москве слишком мало, а требует от нее слишком много, и что Россия в любом случае не нуждается в деньгах фонда в силу высоких цен на нефть и быстрых темпов экономического роста. Как сообщило информационное агентство ?Интерфакс?, Кудрин отметил, что Россия решила не подписывать это соглашение, ?оценив свои возможности?.
МВФ предлагал России годовое соглашение о кредите standby, по условиям которого правительство не получило бы ни каких денег до тех пор, пока экономическая ситуация не начала бы меняться к лучшему. Кроме того, российское правительство должно было бы проводить политику, от которой отмахивалось в течение многих лет, в частности установить рыночные ставки для кредитов Центрального банка правительству, предоставить большую информацию о деятельности Центрального банка и ?Сбербанк?. Экономисты МВФ и Мирового банка предупредили, что Россия провела недостаточное реформирование банковского сектора со времени финансового кризиса 1998 г., и что если ничего не будет сделано, стране не избежать еще одного кризиса.
Однако в отличие от предыдущих лет России не очень нужна помощь МВФ. В прошлом году экономический рост составил 7,7%. Правительственная казна пополняется за счет высоких цен на нефть, газ и металлы, отвечающие за половину экспорта страны. Вашингтон не оказывал на МВФ особого давления и не требовал упростить условия и заключить соглашение с Россией. Прежняя администрация США часто активно лоббировала в пользу России, президент Буш относится к кредитованию этой страны очень негативно.
Основная привлекательность этого соглашения для России состояла в том, что, заключив его, она могла бы начать переговоры о реструктуризации своего долга Парижскому клубу. Однако в феврале Парижский клуб отказался реструктурировать выплаты нынешнего года. В 2001 г. Кремль должен заплатить Парижскому клубу $3,5 млрд.
Россия хочет договориться с Парижским клубом и облегчить тяжелый график платежей по долгам Советского Союза. Наибольшее количество выплат приходится на 2003 г. По мнению аналитиков, России может действительно потребоваться реструктуризация, поскольку появились признаки того, что экономический рост в стране замедляется. В среду Кудрин заявил, что Россия будет продолжать предпринимать усилия по заключению с МВФ трехлетней программы, которая позволяла бы начать переговоры с Парижским клубом. Пока МВФ не удовлетворял просьбы о программе на три года, утверждая, что долгосрочная сделка возможна лишь в случае успешной реализации однолетней.
Последний раз МВФ предоставлял Москве средства летом 1999 г.. Тогда фонд перечислил $640 млн - первый транш кредитного пакета в $4,5 млрд. Затем программа помощи была приостановлена в связи с заявлениями о том, что в прошлом Россия обманывала МВФ, прятала в оффшорах средства Центрального банка и не проводила обещанные реформы.