В статье, опубликованной в последнем номере американского журнала Foreign Affairs, Кир Либер из Университета Нотр Дам и Дэйрил Пресс из Университета Пенсильвании рассказывают о результатах подсчетов, выполненных в рамках созданной ими модели. Они показывают, что США нарастили ядерную мощь, способную нанести удар, который с гарантией сотрет с лица земли Россию и Китай, при этом сведя на нет риск ответного удара.
Они также подробно разъясняют лидерам России и Китая цель американской системы противоракетной обороны. Система, утверждают они, предназначена не для предотвращения атак со стороны стран-изгоев, а для того, чтобы дать США возможность значительно снизить риск ответного удара России и Китая после ядерной атаки США.
Америка - свободная страна, и то, что написали авторы статьи "Рост ядерного превосходства США", является их личной точкой зрения. Проблема в том, что, обращаясь к столь деликатной проблеме, неплохо было бы осознать свою ответственность.
Я профессиональный экономист и в свое время возглавлял правительство ядерного государства, у меня есть опыт и в построении моделей, и в вопросе ядерного оружия. Когда я читал о том, что американские крылатые ракеты, пущенные с бомбардировщиков B-52, "возможно", будут невидимыми для российских систем ПВО, меня поразило слово "возможно". У меня возникает вопрос: если предположения авторов по поводу невидимости оружия окажутся неверными, кому они собираются объяснять причины своей ошибки?
Мир был ближе всего к ядерной войне в 1962 году, во время Карибского кризиса. Тогда драматические события разворачивались в 60 милях от побережья США. Американское военное планирование основывалось на предположении, что на Кубе нет советского тактического ядерного оружия, и это подтверждалось данными ЦРУ и военной разведки США. Напомню: речь шла о стране, которая почти в 155 раз меньше современной России. На основе этой гипотезы США подготовили планы бомбардировки и оккупации Кубы. Лишь 27 лет спустя стало известно, что тогда на Кубе размещалось более 100 советских тактических боеголовок. Все, кто знает свою историю периода холодной войны, могут позавидовать самоуверенности авторов, по-своему толковавших то, как потенциальный противник организовывает свои ядерные силы и контрольные системы. И опять у авторов есть бесспорное преимущество - если окажется, что они неправы, некому будет сказать им об этом.
Все это можно было бы назвать игрой ума, если бы не критические международные последствия. У множества россиян имеется аналогичное глобальное видение, и они считают, что США готовятся нанести ядерный удар по России. Публикация материалов с изложением подобных идей в уважаемом американском журнале имеет взрывное действие. Даже российские журналисты и аналитики, не склонные к истерике и антиамериканизму, отнеслись к статье как к изложению официальной позиции США. Китай - более закрытая страна, поэтому трудно судить о реакции властей, но боюсь, что она такая же.
С советских времен я не люблю слово "провокация". Но если бы кто-то хотел спровоцировать Россию и Китай на более тесное сотрудничество в сфере ракетных и ядерных технологий, трудно было бы найти более тонкий и элегантный способ это сделать. Советское военное планирование строилось на концепции "ответа и контрудара". Это означало, что в случае возникновения угрозы со стороны противника последует ядерный удар со стороны Советов. Шансы на возврат к этой доктрине сегодня увеличились, что едва ли укрепляет глобальную безопасность.
В последние несколько лет я и многие мои коллеги боремся за сохранение в России разумной экономической политики в период высоких цен на нефть. Российский Стабилизационный фонд, куда поступают доходы от нефтяных налогов, является одним их элементов этой борьбы. Теперь я боюсь, что мы проиграли - нетрудно догадаться, куда теперь пойдут ресурсы из этого фонда.
Перед миром стоит серьезная проблема, связанная с иранской ядерной программой. Единая позиция США, Европы, России и Китая является необходимым условием, если мы хотим ее решить. В нынешних обстоятельствах взаимная подозрительность по поводу ядерных приготовлений является наихудшим контекстом для сотрудничества. Будь я иранским лидером, я заплатил бы за такую статью солидный гонорар.
Когда тебя провоцируют, очень важно сохранить хладнокровие и посмотреть, кто пытается вывести тебя из равновесия. Будем надеяться, что у российских и китайских лидеров достанет здравомыслия это понять.