Путь к договору о сокращении ядерных вооружений с Россией был долгим и извилистым, пишет The New York Times. "Президент Обама рассердился. В феврале он позвонил президенту Дмитрию Медведеву, чтобы окончательно согласовать договор, но натолкнулся на новые требования уступок в сфере ПРО", - повествует корреспондент Питер Бейкер. По словам советников Обамы, он категорично заявил, что американская сторона не согласится, даже если в результате договор вообще не будет заключен.
"Снимок, сделанный фотографом Белого дома, запечатлел мрачное лицо Обамы в этот момент неопределенности. На протяжении года он пытался заново наладить отношения с Россией, начиная с договора о сокращении ядерных арсеналов. А Россия на протяжении года испытывала его на прочность, подозревая в слабости и не сомневаясь, что может вертеть им как хочет", - говорится в статье. Однако, по мнению обозревателя, если Обама и переоценил свой дар убеждения, то и Москва неверно оценила податливость Обамы. В итоге стороны договорились, что формулировки не будут иметь юридической силы, и в минувшую пятницу объявили, что "новый СНВ" будет подписан в апреле.
"Наш рассказ о том, как Обама пришел к соглашению с Россией, основан на интервью с представителями администрации США и российскими информированными источниками, многие из которых пожелали остаться анонимными", - пишет издание. По данным газеты, личные переговоры Обамы с Медведевым имели для договора решающее значение. В последние месяцы Обама "24 часа в сутки был занят реформой здравоохранения, но все же находил 25-й час для СНВ", - заметил в интервью Сергей Рогов, директор Института США и Канады (Москва).
Идея российско-американского договора о сокращении вооружений появилась в 2008 году, после победы Обамы на выборах, как способ одновременно "перезагрузить" отношения с Москвой и двинуться к полному глобальному запрету ядерного оружия, напоминает издание. Разногласий оказалось предостаточно. В прошлом году российская сторона подняла вопрос о планах ПРО, Обама согласился лишь на обобщенную формулировку, признающую взаимосвязь наступательных и оборонительных вооружений. Команда Обамы с удивлением узнала, что российское руководство недовольно механизмами верификации по условиям СНВ. Россия требовала более масштабного сокращения американских носителей, так как уже сократила свои в одностороннем порядке. Обама возражал, не желая упразднять ни один из трех столпов "ядерной триады" США: баллистические ракеты, подлодки с ядерными ракетами и стратегические бомбардировщики. Москва также настаивала, что новый договор не требует обмена телеметрическими данными о ракетах.
"Российская сторона предполагала: Обаме настолько захочется заключить новый договор к декабрю, к вручению Нобелевской премии мира, что он пойдет на уступки", - утверждает автор статьи Питер Бейкер. Но Обама держался твердо. Лимиты вооружений были согласованы в декабре в Копенгагене, а также в январе делегацией США в Москве. "Ожидая отлета в московском аэропорту, американцы отметили успех, выпив водки, и поразились, что 9 рюмок обошлись им в 270 долларов", - отмечает издание.
Но наутро российские переговорщики внезапно вернулись к теме противоракетной обороны, а через две недели Румыния неожиданно объявила о размещении ракет-перехватчиков на своей территории. В телефонном разговоре 24 февраля, описанном выше, "Медведев настаивал на совместном заявлении о юридических ограничениях противоракетной обороны. Обама отказался, но заявил, что готов рассмотреть идею сепаратных односторонних заявлений, где будет детально изложена позиция сторон, но без юридических обязательств".
Кремль ожидал, что Обама пойдет на уступки, так как жаждет заключить договор накануне саммитов по ядерной безопасности, заметил Дмитрий Тренин, директор Carnegie Moscow Center. "В итоге на уступки пошла Россия", - пишет издание. "Переговорщики составили черновые варианты односторонних заявлений на прошлой неделе во вторник. Россия предостерегает, что оставляет за собой право выйти из договора, если сочтет ПРО США угрозой для себя, а США заявляют, что будут выстраивать оборонительную систему так, как найдут нужным, но подчеркивают, что она не направлена против России", - говорится в статье. Как сообщил газете источник, в минувшую пятницу Обама и Медведев отбросили раздоры и вместе сказали по-английски: если хочешь, чтобы все было сделано как надо, сделай это сам.