"После большого пожара в торговом центре в Сибири, жертвами которого стали не менее 64 человек, среди которых было много детей, в России царят скорбь и ярость. И политическая реакция многое говорит об обществе", - замечает корреспондент швейцарского издания Neue Zürcher Zeitung Маркус Акерет.
По всей России страх, скорбь, возмущение смешиваются с бессилием и яростью по отношению к институтам и людям, представляющим российское государство. Душераздирающие рассказы родственников невыносимо контрастируют с поведением и высказываниями политических функционеров. Доверие к ним - минимально, пишет журналист.
"Однако эмоции сильны еще и из-за того, что через призму этой катастрофы особенно наглядной становится слабость, дисфункция и бесчеловечность государственного аппарата", - уверен журналист.
Несмотря на то, что Путин не поверил главе МЧС России Владимиру Пучкову, ссылавшемуся на отсутствие проверок из-за налоговых каникул, с Пучковым, вероятно, ничего не произойдет: предшественнику Пучкова Сергею Шойгу пожар в ночном клубе в Перми, унесший жизни 150 молодых людей, ничуть не навредил, говорится в статье.
"Хотя во время поездки в Кемерово Путин был заметно потрясен, этот визит одновременно показал, насколько он отрешен от реальности. Политическая система, основанная на раболепстве, безответственности и отсутствии дееспособности у граждан, которую он довел до совершенства за прошедшие 18 лет, напрямую подпитывает халатность и недобросовестность, которые он порицал", - утверждает Акерет.
Путин остался в стороне от митинга на центральной площади Кемерово. А его фраза "Мы говорим о демографии, призываем детей рожать, а в результате таких вот вещей столько детей потеряли" была как минимум неуместной, полагает автор статьи.
Показательными примерами самосознания российских функционеров были и высказывания, в которых они проявляли больше сочувствия "национальному лидеру" Путину, чем пострадавшим, и в которых они обвиняли родителей в судьбе их детей, считает Акерет.
Митинг в Кемерово ясно показал, насколько сильно разрушено доверие между государственной властью и народом. По мнению чиновников, митинг был тщательно спланированной акцией, направленной на дискредитацию государственной власти. То, что они дискредитируют при этом самих себя, вряд ли навредит большинству из них. "Меня назначают, меня не выбирают", - многозначительно сказал один из заместителей Тулеева, губернатора Кемеровской области.