Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
29 мая 2006 г.

Матиас Брюгман | Handelsblatt

Карьерист путинской формации

С благословения Кремля Алексей Мордашов, владелец "Северстали", станет крупнейшим акционером компании по производству стали Arcelor

Кто в будущем станет главой крупнейшей в мире металлургической компании, уже очевидно: Алексей Мордашов. Рядом с ним сидят два седовласых руководителя крупнейшего в мире концерна-сталевара Arcelor - председатель наблюдательного совета Джозеф Кинш, 73 года, и исполнительный директор Ги Долле, 63 года.

Они на целое поколение старше 40-летнего российского предпринимателя и мультимиллиардера - и на фоне владельца третьего по величине сталелитейного концерна России два богатых вельможи европейской сталелитейной отрасли выглядели прямо-таки стариками во время объявления о заключении сделки на 13 млрд евро. На презентации крупнейшей металлургической компании мира, образовавшейся в результате сделки по слиянию Arcelor и "Северсталь" стоимостью 13 млрд евро, российский магнат с прической а-ля Элвис Пресли и слова не дал сказать своим иностранным гостям.

"Мы были бы рады расти везде, где видим возможность для этого и привлекательность". В качестве стран, где такие возможности есть, он назвал Россию, Китай, Бразилию и Индию. Что касается политики: этим слиянием "мы докажем россиянам, что мы принадлежим к мировой экономике как равноправные члены и что мы в состоянии образовать крупнейший концерн в мире". Автором последнего предложения мог стать и российский президент Владимир Путин - покровитель Мордашова.

Все эти заявления говорят о том, что Мордашов не собирается мириться с ролью младшего партнера. Согласно сделке по слиянию с "Северсталью", которое защитит Arcelor от поглощения индийским конкурентом - компанией Mittal Steel, он получит всего 32% акций нового концерна.

Однако это ненадолго. Не успела пресс-конференция подойти к концу, как Мордашов сообщил журналисту из прокремлевского информационного агентства "Интерфакс", что он планирует в скором времени получить 45% акций Arcelor. Тогда в концерне Мордашову уже никто не сможет ничего возразить. Так кто же кого поглощает на самом деле?

Высшему руководству люксембургского концерна ничего не остается, как только сохранять мужество. Председатель наблюдательного совета Кинш утверждает, что "у нас нет страха перед российским партнером, а у него - перед нами". В конце концов было установлено, что в течение четырех лет не произойдет никаких изменений в топ-менеджменте компании, а также не будут увеличены или уменьшены доли участия в Arcelor.

Но что такое четыре года? Мордашов всем своим видом дает понять, что после ухода верхушки Arcelor он будет играть главную роль в концерне. Мордашов не оставляет сомнений и в том, что это является еще и политической миссией: "Российские акционеры получат в будущем более серьезное, если не доминирующее влияние в компании Arcelor", - заявляет он в начале пресс-конференции.

Президенту Путину такое заявление должно понравиться. "Владимир Путин уже давно понял, что власть - это не только поигрывание ядерными ракетами, но и господствующее положение в экономике", - утверждает один сотрудник из Кремля. Примером может служить экспансия в Европу контролируемого российской властью газового гиганта "Газпром". Очередь дошла и до стали.

Стальной магнат не делает тайны из того, что российский президент одобрил сделку. "Мы проинформировали заинтересованные стороны о сделке и получили поддержку и понимание", - сказал глава "Северстали".

За несколько дней до этого Мордашов встречался с Путиным в его резиденции на Черном море в Сочи, где за безопасность гостей и хозяев отвечали водолазы и крейсеры в береговой зоне.

Кто кого знает, тот тому и помогает. После того как последний в России свободный телеканал Ren-TV увлекся критикой в адрес Кремля, его купил Мордашов - совместно со своим миноритарным партнером, медиа-концерном Bertelsmann.

И даже если Алексей Мордашов, как и многие другие крупные предприниматели в России, близок к политическим верхам, он "олигарх" немного отличный от других. Никаких скандалов с наркотиками, как в семье опального Бориса Березовского, никаких кутежей на горнолыжном курорте, как на дне рождении короля никеля Владимира Потанина. Эти воспоминания из прошлого сохраняются слишком глубоко.

"400 граммов колбасы и 200 граммов масла в месяц на человека - вот и вся радость. Первые джинсы у меня появились в девятом классе, и носил я их с особой аккуратностью долгое время", - рассказал однажды Мордашов. Согласно американскому журналу Forbes, сегодня Мордашов занимает седьмое место среди самых богатых россиян. Его капитал составляет 8,5 млрд долларов.

Однако, несмотря на это, Мордашов не стремится как-то особенно выделиться. Он вырос в Череповце, расположенном в 600 км на север от Москвы. Родители отправили своего единственного сына работать "на завод" - так назывался сталеплавильный и сталепрокатный гигант, вокруг которого была сосредоточена вся жизнь в городе. Но не печи привлекали молодого человека, а область финансов.

Мордашов много учился. На Западе его назвали бы карьеристом: только отличные отметки в школе, ленинская стипендия во время изучения экономики в Санкт-Петербурге. В 27 лет он стал финансовым директором "завода".

Далее версии расходятся. Версия Мордашова: в 1993 году по поручению старого генерального директора, который сказал ему "В экономическом плане ты соображаешь быстрее всех", он основал торговый дом, который продавал сталь и накопил в рамках приватизации акции "завода". Для работников предприятия все выглядело не так романтично: "А потом он вдруг заявил: "Вообще-то я теперь мажоритарный акционер". В своих руках он сосредоточил 89,6% акций "Северстали".

Насколько честолюбив предприниматель, которого российские СМИ однажды назвали "провинциальным капиталистом", демонстрирует и путь его становления: как в свое время Путин в КГБ, Мордашов тоже выучил немецкий, чтобы попасть в Австрию. Позднее хорошее владение немецким языком позволило ему получить пост сопредседателя в германо-российской стратегической рабочей группе совместно с председателем Восточного комитета германской экономики Клаусом Мангольдом.

В его бюро, украшенном картинами с пейзажами, на которых присутствуют преимущественно березы, в московском офисе компании, висит карта мира. Аппетит Мордашова еще не удовлетворен.

Источник: Handelsblatt


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru