Интервью с президентом Союза еврейских общин Италии
Клаудио Морпурго говорит, что итальянские евреи очень ждали визита Папы в Освенцим. Но в то же время президент Союза еврейских общин Италии "испытывает тревогу": "Вызывает большую обеспокоенность тот факт, что в будущем снизится ответственность немецкого народа за нацизм. Очень важно, чтобы человек построил будущее, в котором некоторые страницы не могли бы повториться"
- Морпурго, как вы оцениваете речь Папы?
- Я вижу в этом выступлении символический смысл. Немецкий Папа, переступающий порог Освенцима, дает важный сигнал, связанный с идеей примирения именно в том месте, где творился Шоах (в переводе с иврита - уничтожение. - Прим. ред.). Этот визит имеет значение и для увековечения памяти, и как напоминание о том, что, убивая Израиль, в действительности хотели убить Бога. Но...
- Но?
- Мне кажется анализ нацизма ущербным. Шоах был плодом деятельности не только Гитлера и его приспешников.
- Вы ожидали более сурового осуждения?
- Анализ нацизма, представленный Папой, частичный и изобилует пробелами. Существует опасность преуменьшить ответственность немецкого народа и всех тех, кто действовал во имя антисемитской идеологии. И сам Шоах - это расистские законы, процесс, у которого были свои лидеры, но и податливые зрители. Но есть и другой момент, который меня поразил.
- Какой?
- Молчание Бога - эта тема знакома еврейским теологам, но, по нашему мнению, главная проблема не в том, где был Бог, а в том, где были люди. Из Освенцима родилась новая Европа, и было бы важно воспринимать этот визит как обязательство построить настоящее мультикультурное общество.
- Какое значение этот визит имеет для пути к примирению?
- Проблема не в том, совершать шаги вперед или назад, а в том, чтобы совершать их все вместе.
- По словам главного раввина Рима Риккардо Ди Сеньи, Папа "не осознал значения Освенцима как символа еврейского мученичества".
- Нас поразило отсутствие конкретного упоминания об антисемитизме. Возможно, понтифик должен был более четко заявить об особом характере Шоаха. Эдит Штейн - мученица, но это история об обращенной в католичество, которая не может точно воспроизвести драму уничтожения евреев (Эдит Штейн (1891-1942) - канонизированная Иоанном Павлом II жертва Освенцима. Родилась в Бреслау в еврейской семье, приняла католичество в 1922 году, в 1933 стала монахиней под именем Терезы Бенедикты Креста, преподавала, создала труды по философии и богословию. - Прим. ред.).
- Вы думаете, что существует новая антисемитская угроза?
- Этот визит следует интерпретировать как осуждение нарождающегося антисемитизма. В Польше в основе культурной и политической дискуссии антисемитизм без евреев. Достаточно вспомнить о Радио "Мария" или о руководителях правительства, которые используют в политических целях антисемитские лозунги. В Италии? Сожженные израильские флаги, оскверненные кладбища: это лишь верхушка айсберга, которая свидетельствует об опасном возрождении антисемитизма, который очень часто маскируется под антисионизм.