Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
29 мая 2007 г.

Фелипе Гонсалес | El Pais

Стрела и щит: гонка вооружений

С начала президентства Путина и до недавнего времени, когда последовала его реакция на конфликт с Эстонией, я неизменно с осторожностью относился к его политике, в то же время понимая, что его вклад в стабилизацию Российской Федерации очень важен и для россиян, и для всех остальных. Ограничение гражданских свобод, чеченский вопрос и энергетическая политика, не способствующая экономическому и социальному развитию федерации, кажутся мне негативными элементами его политики, но в нынешнем споре об известном космическом щите позиция Путина представляется мне абсолютно обоснованной.

Процесс разоружения должен основываться на отношениях равновесия. Факт развала СССР не должен нарушать глубинную логику международного соотношения сил, если мы хотим упрочить мир, а не считаем, что должна быть только одна сверхдержава-гегемон, диктующая свои правила остальному миру, с тем чтобы под ее покровительством друзья чувствовали себя в безопасности, а те, кто таковыми не считается, испытывали страх. Но, если следовать этой логике, остальные ответят ускорением гонки вооружений в поисках новых соотношений сил. Одним из факторов, провоцирующих эту новую гонку, является пресловутый космический щит.

На протяжении трех тысячелетий отношения, основанные на силе, определялись диалектикой стрел и щитов. Сегодня происходит то же самое. От стрел нашего времени - ракет среднего и дальнего радиуса действия - не могли помочь защитные щиты, что привело нас к знаменитому равновесию устрашения, фундаментом которого было гарантированное взаимное уничтожение.

В первой половине 1980-х годов наблюдался рост международной напряженности, усугубивший обстановку холодной войны. Рейган объявил о планах "звездных войн" - подготовке космического щита для защиты от советских ракет, которые могли достичь американской территории. Развитие этой системы должно было нарушить равновесие, учитывая превосходство США, располагавших стрелами, которые их оппоненты не могли остановить, и щитами, которые были способны перехватить вражеские стрелы.

Именно тогда ФРГ решила разместить на своей территории ракеты средней дальности ("Першинг"), способные противостоять советским ракетам СС-20 того же класса. Однако во второй половине 1980-х приход Горбачева радикально изменил панораму. Его "перестройка" сопровождалась дерзкими предложениями о разоружении во всех областях, особенно ядерной. Было заключено соглашение о ликвидации ракет средней дальности, а затем и меньшей дальности, которые, по словам Коля, убивали только немцев. В конце десятилетия был заключен договор о сокращении и ограничении обычных вооружений, продленный в конце 1990-х.

Это были моменты, повернувшие ход мировой истории. Когда Горбачев решил изменить курс СССР, я считал, что возможен прогресс в деле разоружения и мира, являющегося главным условием сосуществования. Мы перешли от холодной войны и равновесия страха к международному сотрудничеству, основанному на доверительных отношениях.

Конечно, оставалось еще преодолеть напряженность в различных сферах, мешавшую динамике оговоренного разоружения. К напряженности такого рода относятся инициативы, подобные планам создания нового щита, ставящего в ущербное положение всех тех, кто им не обладает. То же самое происходит в случае продвижения по пути разработки и развития нового поколения ядерного оружия, так называемого "карманного", которым в принципе могут воспользоваться террористические группировки.

В начале 1990-х годов все казалось возможным, и в речах Буша-старшего говорилось о "дивидендах мира". Берлинская стена пала. Развалился СССР, а с ним и Варшавский договор. Саддам Хусейн был разгромлен и выдворен из Кувейта. В Мадриде состоялась первая Мирная конференция между арабами и израильтянами. Можно привести длинный список "и так далее", касающихся различных частей света, таких, как Южная Америка или Юго-Восточная Азия.

Но эта картина изменилась, и появились новые угрозы - международный терроризм и распространение оружия массового уничтожения, в том числе ядерного. Идет новая гонка вооружений, съедающая излишек, возникший в результате роста цен на нефть. А новые конфликты, которым нет никакого оправдания, как в Ираке, создают новые линии конфронтации в обширных областях мира и порождают новые угрозы вместо того, чтобы сокращать их.

Какой смысл в развертывании противоракетного щита в некоторых странах Европы? Только взгляд на современную Россию как на угрозу может объяснить новую паранойю, так как никто не поверит, что этот щит защитит европейские страны от ракет, запущенных из отдаленных мест Ближнего Востока. И даже если поверить в это, надо понимать, что окно, которое закрывает щит, не сможет защитить Европу.

Все страны Центральной и Восточной Европы вступили в НАТО, Россия подписала с альянсом соглашение, превратив его в пакт, наводящий порядок в своей части северного полушария. Прежние угрозы, которые могли бы объяснить создание новых систем космической обороны, исчезли, а новые не имеют ничего общего с ними.

Поэтому решение о развертывании этой системы вооружений в Польше и Чехии (помимо всего прочего, бесполезной для безопасности и мира) нарушает динамику, созданную соглашениями о разоружении, и кажется Российской Федерации дальнейшим закручиванием гаек. Так что реакция Путина, пусть высказанная с типичным для него отсутствием чувства меры, понятна. Но непонятно, почему не сформулирована позиция Европейского союза по теме, жизненно важной для будущего его безопасности и собственной концепции обороны.

Это не единственная несоразмерность, которой мы являемся свидетелями. Страны с большими прорехами в социальной сфере используют нефтяные излишки, чтобы пуститься в необъяснимую и бесполезную гонку вооружений. Они не понимают, что не станут до зубов вооруженными державами, в которых соседи будут видеть угрозу, без того, чтобы эти соседи, в свою очередь, не начали угрожать им. В то же время настоящие угрозы, такие как международный терроризм, не имеют ничего общего с этими системами вооружения. Мы видим тому подтверждение, например, в Магрибе, как и в Латинской Америке.

Великие лишаются аргументов в борьбе с такими нестандартными угрозами, когда инициируют процессы, подобные созданию космических щитов.

Фелипе Гонсалес - бывший председатель испанского правительства

Источник: El Pais


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru