Испанская El Pais пишет: Иран уже несколько лет пытается установить прямые отношения с Соединенными Штатами. Первая за 27 лет публичная встреча с тех пор, как Вашингтон в 1980 году разорвал отношения с Тегераном после нападения на американское посольство, заставила долго себя ждать, но в конце концов состоялась вчера в Багдаде в форме беседы послов двух стран об Ираке.
В действительности две страны объединяет заинтересованность в стабильном Ираке, контролирующем собственную безопасность. Эта мысль красной нитью пронизывала вчерашнюю встречу послов Райана Крокера и Хасана Каземи-Куми в Багдаде. Однако встреча не ограничилась благими разговорами, указывает издание. США обвинили Ирак в поставке оружия шиитским мятежникам, а иранская сторона обвинила американцев в оккупации другой страны и недостаточных действиях для обеспечения иракцев средствами собственной безопасности. Иранское предложение о создании совместного с США и Ираком "трехстороннего механизма безопасности" было благожелательно воспринято американской стороной.
The Times называет материал об этой встрече "Большой сатана" и "ось зла" сошлись за столом переговоров", напоминая о нелицеприятных эпитетах, которыми стороны награждают друг друга.
Тем не менее, вчера Иран и США, отвлекшись от своих более широких разногласий, попытались нащупать общую основу, чтобы помочь иракским властям остановить ежедневное кровопролитие. Возможно, теперь следует ждать "размораживания" отношений, усугубляемых взаимными опасениями: Вашингтон страшат ядерные амбиции Тегерана, а иранцев - потенциальная угроза военного удара американцев.
Новый посол США в Ираке Райан Крокер и его иранский коллега Хасан Каземи-Куми начали свою беседу в Багдаде с рукопожатия. Крокер впоследствии назвал встречу деловой и позитивной.
Представители Исламской республики предложили создать для координации обеспечения безопасности трехстороннюю систему, в которую войдут Иран, Ирак и США.
Крокер предостерег, что, хотя все стороны договорились о принципах разрешения ужасающей ситуации с безопасностью в Ираке, главное - это перейти от слов к делу.
Немецкая Frankfurter Rundschau характеризует встречу послов США и Ирана как "Осторожное прощупывание".
До сих пор напряженность в отношениях между США и Ираном была для ситуации в Ираке дополнительным дестабилизирующим фактором, указывает издание.
Чем-то большим, чем осторожное прощупывание, эти переговоры не стали. Конфликты имеют принципиальный характер, и их вряд ли удастся разрешить на уровне послов. И только в том случае, если диалог будет продолжен и в один прекрасный день выйдет за рамки темы Ирака, он сможет привести к разрядке напряженности в отношениях между главными соперниками на Среднем Востоке. Вопрос в том, готовы ли к этому обе стороны. Всего лишь три недели назад вице-президент США Чейни неприкрыто угрожал Тегерану, находясь на одном из авианосцев в Персидском заливе. Со своей стороны, муллы в споре вокруг ядерной программы не демонстрируют готовности отступать от курса на конфронтацию.
The Wall Street Journal анализирует другой аспект конфликта с Ираном - его продвижение в ядерной программе.
В 2005 году в докладе Совета национальной безопасности США предсказывалось, что Иран сможет производить достаточное количество урана для военных целей лишь в "начале или середине следующего десятилетия". На прошлой неделе МАГАТЭ сообщило, что в Иране имеется 1312 действующих центрифуг - в прошлом году их было всего 164 - а в течение ближайшего месяца их число, возможно, увеличится до 3000. Этого достаточно, чтобы ежегодно производить объем урана, которого хватит на одну бомбу. ЦРУ опять село в лужу, грустно иронизирует издание, называя свою статью "Еще один качественный скачок Ирана" и критикуя дипломатические усилия США на этом направлении.
Если посмотреть, что делает администрация Буша, о серьезности ситуации и не догадаешься. Однако Госдепартамент продолжает свой сизифов труд: вчера посол США в Багдаде Райан Крокер встречался с послом Ирана. По словам Крокера, они пришли к согласию по вопросу "политики" в отношении Ирака, а глава иранского МИДа Манушер Моттаки, со своей стороны, заметил: "Мы очень надеемся, что реалистичный подход Вашингтона к нынешним проблемам Ирака, который выразится в признании неудачи его политики в Ираке и регионе и практическом проявлении решимости изменить политику, гарантирует успех переговоров и возможность их ведения в дальнейшем".
Есть ли более перспективные варианты? Мы обратили внимание, что Иран импортирует почти половину необходимого ему бензина, причем значительную часть - через ОАЭ. Канцлер Германии Ангела Меркель и новый французский президент Николя Саркози могли бы доказать свою верность НАТО, отменив экспортные гарантии (в общей сложности на 8 млрд долл) компаниям, которые торгуют с Ираном. Можно подумать и о "точечных" финансовых санкциях по отношению к ключевым деятелям режима, а также об оказании денежной помощи профсоюзам и диссидентским организациям. Три американских авианосца, недавно прошедшие среди бела дня через Ормузский пролив, также напоминают Тегерану, что мы способны применить против ядерной угрозы силу, если все другие попытки не увенчаются успехом.
Все эти шаги рискованны, но риск несравним с риском существования ядерного Ирана, который, укрепив свои позиции, будет разжигать нестабильность в Афганистане, Ираке и Ливане, ничуть не опасаясь ответных мер Америки, делает вывод издание.