За противостоянием между сирийским режимом и его оппонентами стоит борьба за власть и влияние, которую ведут Иран, Саудовская Аравия и Россия. Как пишет в своем комментарии постоянный автор Die Presse Виланд Шнайдер, для Москвы пришло время сказать Асаду, что пора уходить.
"На этот раз Совбез ООН не сумеет так просто перейти к текущей повестке дня. На этот раз Россия и Китай не смогут так просто воспользоваться своим правом вето. Для всего этого произошедшее в сирийской Хуле слишком чудовищно", - замечает автор. Совбез осудил резню в Хуле, подверг резкой критике обстрел жилых кварталов танками и артиллерией, устроенный войсками режима. Однако резкие заявления международного сообщества никаких конкретных результатов до сих пор не принесли: Сирия - не Ливия. "В империи Башара Асада пересекается слишком много интересов. И диктатор этим пользуется", - продолжает комментатор.
Как утверждает Шнайдер, в Сирии не только бушует противостояние между режимом и его противниками, но и идут параллельно две "войны заместителей": дипломатическая и военная.
В дипломатической линия фронта проходит между западными государствами, с одной стороны, и Россией и Китаем - с другой. Москва и Пекин до сих пор скрежещут зубами, вспоминая о том, что могли бы наложить вето на резолюцию по Ливии, которая предусматривала защиту ливийского гражданского населения. Союзники по НАТО, указывает автор, интерпретировали ее немного шире, фактически оказав поддержку с воздуха ливийским повстанцам. На сей раз ни Россия, ни Китай и не подумают давать добро на действия, которые могли бы привести к смене режима. В том числе и потому, что сирийский режим является давним союзником Москвы.
Фронт военного замаскированного противостояния проходит между арабскими монархиями Персидского залива и Ираном. Сирия является важнейшим союзником Тегерана в регионе. "Суннитские монархии - такие как Катар и Саудовская Аравия - видят в Иране опасного конкурента. После вывода американского воинского контингента из Ирака влияние Тегерана выросло еще больше. Свержение режима Асада могло бы подорвать позиции Ирана. И в то время, как Тегеран снабжает режим оружием и экспертами в области подавления восстаний, саудовцы и катарцы поставляют вооружения повстанцам".
Кроме того, отмечает автор, вооруженный конфликт в Сирии из-за своей религиозной составляющей - арабские государства региона Залива считают мятеж восстанием суннитов против алавитов клана Асада - становится местом притяжения для экстремистских группировок, проповедующих джихад.
А главной жертвой всех этих игр за власть остается сирийский народ, констатирует в заключение автор. Мирный план Кофи Аннана не работает. Пора Москве дать понять Асаду, что пришло время уйти.