Отличительной чертой Николая Патрушева является то, что ее у него нет. Хотя для директора спецслужбы это вовсе не недостаток. В российском руководстве Патрушев ничем не выделяется. Разве что определенным сходством с его главой. Нетренированный глаз вряд ли найдет различия между Владимиром Путиным и Николаем Патрушевым - белокурый, бледный, тонкогубый дуэт.
С 1998 года Патрушев возглавляет секретную службу ФСБ, Федеральную службу безопасности, преемницу советского КГБ. Владимир Путин, которого с Патрушевым связывает долгая дружба по совместной работе в КГБ, сделал его своим наследником на главном посту в ФСБ. В этом качестве он среди прочего отвечает с российской стороны за расследование убийства Александра Литвиненко.
Однако до сих пор Патрушев давал повод говорить о себе, скорее, как о непрофессионале, например, в случае аварии "Курска". На тот период, когда он возглавлял ФСБ, пришлись еще два катастрофических провала. Это штурм здания "Норд-Оста" в октябре 2002 года и штурм школы номер 1 в Беслане. За освобождение заложников отвечали подчиненные ему спецподразделения. В итоге - сотни погибших.
Главной заботой Патрушева является, скорее, влияние так называемых неправительственных организаций (НПО), которые он считает мотором революций по образцу украинской. В 2005 году он самолично разоблачил планы "оранжевых" функционеров в Белоруссии по подготовке аналогичной революции. Как известно, ее так и не было. Однако Патрушев не спускает глаз с революционеров. Внедрение западных шпионов через НПО - это новый метод, имеющий своей целью ослабить влияние России в государствах СНГ, заявляет Патрушев. Он также называет страны, откуда берутся шпионы. Это США и Великобритания.