"Оранжевая революция" на Украине жива
Два года назад провалилась попытка авторитарного режима украсть итоги президентских выборов на Украине. Когда были объявлены официальные результаты, недоверие к ним заставило миллионы граждан выйти на улицы в знак протеста. Они выступили против тех дискредитировавших себя деятелей, которые прятались за правоохранительные силы, пытаясь продлить свое коррумпированное пребывание у власти. Те дни и недели теперь известны как украинская "оранжевая революция".
За время, прошедшее с тех пор, моей главной целью как президента было укрепление демократии и обеспечение невозможности возврата к прошлому. Многие недуги моей страны были вылечены. Мы по-прежнему неизменно верны принципам свободы. Мы согласились сместить баланс закрепленных в конституции полномочий от авторитарного президентского поста к коалиционному правительству, сформированному парламентом, чтобы выйти из политического тупика, в котором оказалась страна. Мы отменили государственную цензуру в средствах массовой информации, запретив также вмешательство в освещение новостей.
В этом году свободные и честные выборы прошли на общенациональном, региональном и местном уровнях. Уникальным испытанием для меня стало наблюдение за тем, чтобы смена власти произошла мирным и демократическим путем, и в результате к власти пришли мои прежние политические противники.
Наряду с успехами нашей страны и экономическими достижениями при двух "оранжевых" премьер-министрах были и разочарования, и просчеты. Самым большим разочарованием стали распри между моими политическими сторонниками. Некоторые "оранжевые" политики пренебрегли свои первейшим долгом - добиваться результатов ради общественного блага. Вместо этого их целью стало добиться политической власти и внимания журналистов. По мере того как демократия в нашей стране становится более зрелой, я уверен, молодое поколение лидеров вырастет в недрах украинских политических партий и приведет к политическому обновлению.
Пока я находился у власти, коррупция, источником которой раньше была президентская администрация, прекратилась. Тысячи сотрудников избиркомов, налоговых органов, дорожной полиции, таможни были привлечены к суду за взяточничество. Однако самые крупные коррупционеры, занимающие государственные посты, остаются на свободе из-за мыслящей по-старому прокуратуры и коррупции в судах. Недавно я инициировал принятие ряда антикоррупционных законов, с тем чтобы реформировать систему уголовной юстиции и суды, и буду и дальше призывать парламент к срочным действиям в этом направлении.
Из-за того, что мы в этом году были поглощены внутренними политическими реформами, мы не смогли эффективно вести диалог с нашими партнерами на международной арене. Я хочу объяснить, где сейчас находится Украина и куда мы движемся. Два независимых принципа - демократия и стабильность - лежат в основе моей программы. С этой целью я буду продолжать конституционные реформы, которые облегчат правительству эффективную работу и предотвратят возможность возврата к авторитаризму или узурпации власти.
Сегодня имеется баланс политической власти между двумя напрямую избранными демократическими институтами - президентом и парламентом. Премьер-министр, хотя его и не избирают напрямую, представляет большинство депутатов парламента. Законы, уточняющие роль правящей коалиции и оппозиции, еще предстоит принять. Но поймите меня правильно: мы вместе несем ответственность за выработку и принятие законов и государственной политики и за контроль над их выполнением.
Во-вторых, конституционные реформы пока не проведены до конца, из-за чего наблюдается политическая асимметрия. Мы будем продолжать совершенствовать надежную систему сдержек и противовесов между президентом, парламентом и коалиционным правительством, чтобы ускорить процесс принятия решений. В связи с этим я поручил группе экспертов по конституционному праву выработать рекомендации по поправкам, которые бы укрепили наши нарождающиеся демократические институты.
В-третьих, наш закон о национальной безопасности поощряет участие и членство в европейских и региональных системах коллективной безопасности. Членство в Европейском союзе и в НАТО, как и хорошие отношения и стратегическое партнерство с Россией и другими странами Содружества Независимых Государств не являются романтическими идеями "оранжевой революции" - они основаны на украинском законодательстве. Президент, коалиционное правительство и парламент определяют скорость, с которой эти цели могут быть достигнуты.
Самое важное, что демократические дебаты в киевских коридорах власти сейчас сосредоточены вокруг конкурирующих экономических теорий, ценностей и взглядов на мир. Наша нынешняя система сдержек и противовесов требует скоординированной политики, сосуществования разных партий и политических компромиссов, чтобы мы могли двигаться вперед. Не всем нравятся новые правила игры, и некоторым нелегко действовать в этой новой реальности - но демократия пришла на Украину надолго.
Как президент я вижу свою историческую миссию в том, чтобы гарантировать достижение Украиной ее национальных целей не путем политического диктата, а через законодательно закрепленные демократические процессы, в которые вовлечены органы власти и группы граждан. Я убежден, что всеобъемлющая демократия - одно из самых значительных и долгосрочных достижений "оранжевой революции".
Виктор Ющенко - президент Украины