О том, изменилась ли в последнее время ситуация для российских журналистов, с какими проблемами им приходится сталкиваться в повседневной жизни и по какой причине власть терпит критически настроенные по отношению к ней СМИ, в интервью немецкому изданию Die Zeit рассказал ведущий политических программ на телеканале "Дождь" и бывший главный редактор российской версии журнала Newsweek Михаил Фишман.
"Так, главным источником информации для большинства россиян продолжает оставаться государственное телевидение, - рассказывает журналист. - Но оно показывает не новости, а пропаганду в советском стиле". Ситуация с остальными медиа-холдингами, в свою очередь, "ухудшилась - их владельцы все чаще занимаются самоцензурой". Переизбрание Владимира Путина на пост президента в 2012 году, поясняет журналист, "стало ясным сигналом для журналистов и владельцев медиа-компаний укоротить язык". Сразу после этого из страны ушли многие иностранные инвесторы, выступавшие гарантами сохранности частных СМИ в России, подошла к концу эра газеты "Коммерсант", долгое время считавшейся более-менее правдивым источником информации. Российские собственники издания, заявляет Фишман, "боятся Путина".
Россия, отвечает Фишман на вопрос издания о трудностях, с которыми приходится сталкиваться журналистам, "это, конечно, не Китай, и никакой официальной цензуры здесь нет, но вместо этого многие СМИ занимаются ею сами и тем самым пособничают государству". Таким образом получается, что "проблем со свободой слова в России нет". "Я, например, могу без опасений запостить любой свой статус в Facebook и работать над своими телевизионными программами, но вот риск оказаться в тюрьме за участие в демонстрациях все-таки есть".
Что касается вызвавших недавно широкий общественный резонанс законов вроде запрета пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних или запрета на использование нецензурной лексики в СМИ, то они практически не влияют на работу журналистов. "В принципе, у правительства и до них было немало способов закрыть все что угодно, но ему это показалось недостаточным, вот оно и приняло еще более жесткие законы, касающиеся практически каждой области общественной жизни".
Правительство, добавляет Фишман, "позволяет критическим СМИ продолжать свою деятельность, так как ему понятно, что закрытие СМИ вроде телеканала "Дождь" вызовет серьезную негативную реакцию, а так оно демонстрирует, что никакого ущемления СМИ в России нет". Так, например, помимо "Дождя" в критическом по отношению к Кремлю тоне вещает и радио "Эхо Москвы", но при этом оно полностью принадлежит прогосударственному "Газпрому". Вот и получается, что можно только "выпустить пар". Как резюмирует Фишман, "правительство терпит некоторые СМИ потому, что считает их безопасными ввиду их незначительной аудитории".