Глава Кремля Путин явно предпочитает, чтобы президентом США остался Джордж Буш
Выборы президента США, назначенные на 2 ноября, не оставили равнодушными и Кремль. Похоже, что российский президент Владимир Путин предпочел бы, чтобы Джордж Буш остался в Белом доме на второй срок. Во всяком случае, Путин во время своего визита в столицу Таджикистана Душанбе сравнил американского президента со скалой, противостоящей прибою, - так Буш противостоит террору. Российские же наблюдатели, исходя от противного, сделали вывод, возможно, совпадающей с идеей главы Кремля: кто хочет победить исламистский террор, должен голосовать за Буша.
Буш и Путин вот уже три года обращаются друг к другу по имени: Джордж и Владимир. Во время первой их встречи в июне 2001 года в Словении Буш моментально познал душу Путина. "Я посмотрел ему глубоко в глаза. Я увидел в них честность и почувствовал, что ему можно доверять". Буш также ставит Путину в заслугу то, что кремлевский лидер первым из иностранных государственных деятелей выразил свои соболезнования 11 сентября 2001 года и присоединился к антитеррористической коалиции. С тех пор жесткие действия России в Чечне, которые Путин выдает за борьбу с "Аль-Каидой" практически не подвергаются критике. Путин видит в Буше и Соединенных Штатах "партнеров".
Тем не менее российско-американские отношения нельзя назвать простыми. Путин присоединился к коалиции противников войны в Ираке. Но темы вроде строительства атомной электростанции в иранском Бушере, действий в отношении крупнейшего российского нефтяного концерна ЮКОС, акциями которого владеют, в числе прочих, американские пенсионные фонды, и ограничения демократических свобод вызывают в Вашингтоне раздражение. В свою очередь, Кремль не находит удовольствия в расширении НАТО на восток до границ России, а также в размещении американских вооруженных сил в Центральной Азии и на Кавказе.
Однако общие интересы имеются в экономике. Американские нефтяные гиганты желают вкладывать деньги в Россию, Вашингтон хочет получать из России сжиженный газ и нефть, чтобы быть менее зависимым от Ближнего Востока.
Но и с таким президентом США, как Джон Керри, российско-американские отношения существенно не изменятся. "Конечно, при Керри таким темам, как права человека, будет придаваться больше значения, чем при Буше, - говорит Дмитрий Тренин из Фонда Карнеги в Москве. - Тем не менее правительства найдут общую платформу для сотрудничества". В отличие от эпохи холодной войны, считает он, ядерная мощь России не играет для США принципиальной роли. "США не видят в нас равноценных партнеров. Поэтому американское руководство будет уделять нам меньше времени, чем раньше".