Переговоры не принесли новых соглашений по поводу Ирака и нераспространения ядерного оружия
Президент Буш, встречаясь в Кемп-Дэвиде с российским президентом Путиным, услышал слова поддержки, однако получил мало конкретных обещаний помочь американским усилиям по стабилизации Ирака и по предотвращению разработки ядерного оружия со стороны Ирана и Северной Кореи.
После разгромной для Буша недели в ООН, когда многие страны высказали критическую позицию по поводу его вторжения в Ирак и отказались предоставить финансовые средства или военную помощь, после встреч в пятницу днем и субботу утром в своей загородной резиденции президент провел жизнеутверждающую пресс-конференцию вместе с Путиным. Оба лидера торжественно объявили о преодолении разногласий по Ираку и недопустимости распространения ядерного оружия, однако не объявили ни о каких новых соглашения по спорным вопросам, касающимся Ирака, Ирана и Северной Кореи - трех стран, которых Буш записал в свою "ось зла".
Буш вступил в переговоры в надежде получить от России больше поддержки в том, что касается оказания давления на Иран с целью заставить Тегеран отказаться от разработки ядерного оружия. Россия снабдила Ирак ядерной технологией, которая, по словам путинского правительства, предназначена только для производства электроэнергии. Однако Белый дом полагает, что эта технология может быть использована и для производства оружия. Администрация Буша ранее в этом месяце убедила МАГАТЭ потребовать от Ирана разъяснений по поводу его ядерной программы к 31 октября.
Путин, в темном костюме и черной водолазке, несмотря на теплую осеннюю погоду, заявил, что Ирану будет дан четкий, однако уважительный сигнал о необходимости продолжать и расширять сотрудничество с МАГАТЭ.
Россия в течение долгого времени отрицала, что ее действия в Иране могут способствовать производству оружия, и регулярно обещала рассмотреть ситуацию, но видимых результатов так и не последовало. На вопрос о конкретных действиях Путин лишь ответил, что Россия не желает и не планирует каким-либо образом содействовать созданию оружия массового поражения, будь то Иран или какой-либо другой регион мира. Путин заявил, что Россия строго исполняет положения Договора о нераспространении, поскольку это соответствует ее национальным интересам.
Буш по вопросу о конкретных результатах заявил, что он был очень удовлетворен тем, что Путин поддержал расследование МАГАТЭ. Он заявил, что наиболее важный результат встречи - это подтверждение желания двух стран работать вместе, дабы убедить Иран отказаться от своих амбиций, а также работать с другими странами с целью выработки единого мнения по этому вопросу.
Один из высокопоставленных представителей администрации, пожелавший остаться неизвестными, заявил, что замечания Путина демонстрируют растущий прогресс. Раньше смысл заявлений русских сводился к следующему: "Вы - группа лицемеров, которые хотят отобрать у нас наши рынки", теперь же наблюдается склонность к другим формулировкам, например: "Мы будем работать над этим вопросом".
По вопросу о Северной Корее, по которому Соединенные Штаты хотят получить от России и других стран помощь в борьбе с распространением ядерного оружия, Путин высказался за предоставление Пхеньяну гарантий безопасности в обмен на отказ от ядерной программы. Сейчас главное - разблокировать конфликтную ситуацию вокруг Корейского полуостров, чтобы создать благоприятный климат, благоприятную атмосферу для конструктивного диалога, заявил Путин. Россия полагает, что обеспечение режима нераспространения ядерного оружия должно сопровождаться гарантиями для Северной Кореи в этой сфере безопасности. Путин подчеркнул, что Россия намеревается продолжить совместную с США работу по разрешению этого вопроса.
Буш еще раз повторил высказанное ранее требование, чтобы Северная Корея полностью, подконтрольно и необратимо прекратила свое ядерную программу.
Оба лидера туманно высказались по вопросу, предоставит ли Россия военную или финансовую помощь США в оккупации Ирака или нет. Россия, как известно, выступала против американского вторжения в эту страну. Буш заявил, что они говорили о расширении сотрудничества в Ираке, и согласился, что весь мир выиграет от распространения стабильности и свободы.
Путин подчеркнул важность ООН и гражданского руководства в Ираке. Усилия Буша по принятию резолюции, которая бы расчистила путь для дополнительной международной помощи, были замедлены настоятельными требованиями других стран обеспечить большее влияние ООН и более быструю передачу власти иракцам. Путин заявил, что, по мнению России, в решении очень сложных проблем, перед которыми сегодня стоят иракцы, важную роль должен играть Временный правящий совет Ирака, а также специальный представитель Генерального секретаря ООН. Он добавил, что роль России будет определена после того, как станут известны параметры новой резолюции по Ираку.
И все же Путин, похоже, поддержал аргумент Буша о том, что передача власти иракцам должна быть упорядоченной и постепенной. Российский лидер заявил, что Россия понимает, что это очень сложный процесс, который должен основываться на твердой юридической и административной основе и должен продвигаться постепенно
Путин также согласился, что перед обеими странами в Ираке стоит общая задача. В том, что касается возможного участия в нормализации жизни в Ираке, то Россия заинтересована в том, чтобы она стала возможной как можно скорее.
Переходя к другим вопросам, Буш осторожно высказался по поводу разногласий между двумя странами относительно Чечни. Буш заявил, что с террористами необходимо бороться, но одновременно призвал к соблюдению прав человека и политическому урегулирования, которое бы привело к свободным и честным выборам.
Путин, в свою очередь, поддержал "Дорожную карту" Буша - план, нацеленный на достижение мира на Ближнем Востоке, по которому недавняя вспышка насилия в регионе нанесла серьезный удар. Россия полагает, что не существует разумной альтернативы последовательному выполнению "Дорожной карты", заявил российский президент.