В интервью Le Figaro бывший премьер-министр Украины Юлия Тимошенко заявляет о своей верности идеалам революции 2004 года.
- Всего за несколько дней ситуация на Украине изменилась драматическим образом. Коалиция, возглавлявшая "оранжевую революцию", распалась, позиции президента ослабли. Выиграл ли хоть кто-нибудь в Киеве в результате этого кризиса?
- Раскол в "оранжевом лагере" является, на мой взгляд, большой ошибкой, за которую страна жестоко поплатится. Я сделала все возможное, чтобы наша совместная команда не распалась. Но было бы неправильным думать, что разногласия, возникшие между президентом Ющенко и мной, означают поражение нашей демократической революции и крушение наших идеалов. Что бы сегодня ни случилось, Украина изменилась радикально. То, что случится в дальнейшем, уже не зависит только от Ющенко или от меня. События прошлой зимы привнесли в политику честность и мораль. И вот доказательство: бывший государственный секретарь Александр Зинченко ушел в отставку в знак протеста против возрождения коррупции в высших сферах государственной власти. Между честностью и постом он выбрал первое.
Поэтому нынешние политические конфликты не означают краха реформ: наоборот, они свидетельствуют о продолжении очищения нашего политического общества. Рождаются политики, которые отвергают скандалы во властной верхушке. Мартовские парламентские выборы станут вторым этапом происходящего сейчас процесса по избавлению от клановой системы и коррупции.
- Что вы думаете о только что сформированном правительстве?
- Я вижу, что это практически то же самое правительство: это означает, что не прежний кабинет отправили в отставку, а избавились от премьер-министра. Новый глава правительства, Ехануров, поддерживает весьма дружеские отношения с бывшим президентом Кучмой. И я думаю, что в результате это правительство становится ближе к прежнему режиму. К тому же это техническое правительство, жить которому недолго. Править будет президентское окружение.
- Теперь вы будете находиться в оппозиции к президенту Ющенко и к его правительству?
- Наши пути с президентом Ющенко разошлись. Мы пойдем параллельными курсами, представляя две различные силы. Я надеюсь возглавить на парламентских выборах партию сил, верных демократическим идеалам, которые мы защищали на площади Независимости в ноябре прошлого года. Я рассчитываю, что моя парламентская фракция займет конструктивную позицию по таким вопросам, как вступление в ВТО.
- Нынешнее правительство негативно оценивает вашу деятельность и обвиняет вас в том, что вы проявили популизм, увеличив расходы на социальные нужды без учета экономических ограничений.
- Многие олигархи из бывшей команды Кучмы, например Виктор Пинчук, заплатили кучу денег пиар-агентствам, чтобы помешать мне работать и создать негативный имидж моему правительству. Но мы сделали то, что обещали сделать. Мы работали над вопросами долгосрочного развития Украины, стремясь при этом удовлетворять социальные требования населения. Это было возможно сделать, сократив долю теневой экономики. Не увеличивая налогов, мы смогли добиться увеличения поступлений в бюджет на 70% по сравнению с прошлым годом!
- Что вы предприняли против коррупции, о масштабах которой во властных структурах вы говорите?
- Мы отменили более 5 тысяч административных норм, которые предоставляли бюрократам всех мастей безграничные возможности для получения взяток. Нужны были специальные разрешения, лицензии... Упростив процедуры, мы осушили тот коррупционный бульон, в котором варились украинские предприниматели. Конечно, эта работа еще не завершена, но прорыв значителен. Мы радикально упростили порядок приобретения земельных участков сельскохозяйственными предприятиями. Раньше на это уходило 3-4 года, и еще нужно было собрать 73 подписи в разных инстанциях. Сегодня на свободных торгах можно приобрести землю за 3-4 месяца. Наше правительство также предложило совершенно иную, прозрачную модель приватизации государственных предприятий, которая исключает любые закулисные сделки.
- Именно за это вы подвергаетесь нападкам. Новое правительство собирается пересмотреть вопрос о реприватизации металлургического комбината "Криворожсталь"...
- Реприватизировав "Криворожсталь", наше правительство подало пример открытости приватизационной процедуры. Впрочем, в торгах собиралась участвовать французская фирма Arcelor. Но новое правительство все поставило под вопрос.
- Ваши противники обвиняют вас в том, что вы связали свою судьбу с могущественным олигархом Коломийским из группы "Приват", которой вы якобы отдавали предпочтение в ходе приватизации.
- Это абсолютная ложь. Это обвинение просто позволило оправдать мою отставку, которая не имела под собой никаких политических оснований.
- Не опасаетесь ли вы, что раскол в команде "оранжевой революции" ухудшит имидж Украины на Западе?
- Я бы очень не хотела, чтобы это произошло. Отворачиваться от этой страны с очень сильным потенциалом было бы большой ошибкой.
- Только что вы провели несколько дней в Москве, где прокуратура отменила ордер на ваш арест. Как вас там приняли?
- Я не хочу верить, что в России, которая является стратегическим партнером нашей страны, могут радоваться трудностям, с которыми сталкивается Украина. Впрочем, в субботу, когда я приехала в Москву с частным визитом, я не увидела злорадства на лицах людей. Наоборот, я повсюду видела дружественные лица - на границе, на таможне, в аэропорту. Необходимо возродить дружественное и прочное партнерство с россиянами.
- Генеральная прокуратура РФ полностью отказалась от претензий к вам?
- Мой визит показал, что 90% обвинений были клеветой, пущенной на самой Украине моими украинскими противниками. Я хотела показать гражданам и политикам Украины, что могу совершенно спокойно ездить по России.