Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
29 сентября 2006 г.

Мартин Уэйнрайт | The Guardian

Мария Антуанетта - невинная жертва хитрых английских шантажистов

Эти истории составляют канву Французской революции: страна взбунтовалась против сумасбродства и расточительности французского королевского двора, причем частично их гнев был вызван слухами о развратном поведении королевы Марии Антуанетты. Последней каплей стала ее неудачная шутка, когда она в период голода на слова, что у народа нет хлеба, сказала: "Пусть едят пирожные". Однако рассказы о ее звериной похоти, нимфомании и лесбийских наклонностях, которые скоро окажутся в центре нового голливудского фильма, возможно, не более чем росказни. Мифы, не имеющие под собой оснований. Может быть, королева даже вовсе не говорила этих самых слов.

Ведущий эксперт по этому периоду недавно предъявил доказательства того, как истории о поведении Марии Антуанетты были придуманы лондонскими преступниками, которые шантажировали французскую королевскую семью.

Памфлеты

Аферисты напечатали памфлеты с этими обвинениями, а затем пригрозили отправить их во Францию. Людовик XVI заплатил им за то, чтобы они уничтожили бумаги. Однако Саймон Барроуз из Университета Лидс обнаружил, что один бюрократ, проявив фатальную аккуратность, отправил копии в Бастилию, и после штурма тюрьмы в 1789 году их размножили в сотнях тысяч экземпляров.

Это открытие ставит под вопрос мнение, что толпы возмущенных вышли на улицы Парижа из-за многочисленных наветов на Марию-Антуанетту. Эта история рассказывается в новом фильме Софии Копполы, премьера которого в Великобритании состоится в следующем месяце. Эпическая картина подается как история "банкета, который привел к революции", когда наивность и глупость королевы пробудили насилие. Однако профессор из Лидса установил, что сделка с шантажистами успешно выполнила свою задачу, и памфлеты всплыли только после взятия Бастилии в 1789 году, когда революции уже бурей неслась по стране.

Эта теория основана на огромном массиве документов, оставленных работниками британской и французской разведки и таможни и революционерами, в чьих кругах муссировались слухи о секретном порнографическом произведении о королевской семье.

Барроуз говорит: "Они спрашивали в письмах друг у друга: "Не видел ли кто эти памфлеты о распутных выходках королевы?". Они мечтали их заполучить".

Он утверждает, что благодаря крупным денежным выплатам со стороны Версаля и эффективной работе агентов тайной полиции все памфлеты были под контролем, чему способствовали и сами шантажисты, которым деньги нравились больше, чем гильотина. Барроуз говорит: "Шантажисты предпочли продать свое молчание Людовику, чем открыто продавать свои произведения, что было сопряжено с финансовым риском и опасностью для жизни. Эта лондонская группировка была очень хорошо организована и умела избегать проблем с британскими законами. Они так долго выходили сухими из воды, потому что не трогали никого в Англии и не трогали тех, чья репутация в Англии могла быть запятнана". Репутация французской монархии в Великобритании была такой, что подобные слухи и шантаж не играли никакой роли.

Обнародование непристойных материалов, которые оставались пятном на имени Марии Антуанетты на протяжении двух веков, имело место в финальном эпизоде истории. Судебные чиновники направили в Бастилию копии всех памфлетов для использования тайными агентами. Этот взрывчатый материал и оказался в руках толпы, ворвавшейся в тюрьму.

Потом памфлеты были переданы революционным лидерам, которые распечатали их в сотнях тысяч экземпляров - вот там-то, в частности, упоминалось печально знаменитое и почти наверняка вымышленное высказывание: "Пусть едят пирожные".

"К этому моменту Мария Антуанетта стала символическим объектом ненависти по политическим причинам, ее обвиняли в безудержных тратах, которые привели Францию к банкротству, и в том, что она, будучи австрийкой, участвовала в контрреволюционном заговоре вместе с императором Австрии, своим братом, - говорит Барроуз. - Скандальные памфлеты появились на подготовленной почве, и с тех пор началась их слава".

Этот вызов одной из бережно хранимых историй современной Европы повлечет за собой противоречивую реакцию, как это произошло с фильмом Софии Копполы, разделившим аудиторию Каннского кинофестиваля, где половина зрителей на премьере освистала фильм, а вторая половина - стоя устроила овацию.

Такая яркая историческая фигура, как Бомарше, автор "Женитьбы Фигаро", писал в своих мемуарах, что принимал участие в сокрытии памфлетов о королеве уже в 1770-х годах.

Барроуз говорит, что небрежное написание и опечатки при переиздании доказывают, что распространившиеся в народе копии памфлетов появились уже после взятия Бастилии в 1789 году. Кульминацией чудовищных обвинений против королевы было утверждение на судебном процессе, что она подвергала сексуальному насилию собственного сына, наследника трона. Она отказалась отвечать на это обвинение, сказав: "Сама природа не позволяет отвечать на подобное обвинение против матери".

Мария Антуанетта родилась в 1775 году как эрцгерцогиня австрийская Мария Антония фон Габсбург, и именно это было основной причиной страха и ненависти к ней со стороны французских революционеров.

В 14 лет она стала женой будущего Людовика XVI, что было частью мирного договора с ее родной Австро-Венгрией, традиционным врагом Франции. Когда она приехала на свадьбу, она должна была не брать с собой ничего, оставив даже свой австрийский наряд, и явиться обнаженной во французский шатер, где ее переодели во французское платье. У нее было много врагов, которые распространяли лживые слухи о ее расточительности и распутстве.

После неудачной попытки побега вместе с Людовиков в Австрию в 1791 году ее заперли в замке Тюильри, а потом в Темле. Короля гильотинировали в январе 1793 года, ее очередь пришла в октябре. После того как она много лет была символом неумеренности аристократов, историки пересматривают ее репутацию, трактуя ее в более лестном свете.

Источник: The Guardian


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru