Увольнение мэра Москвы с жесткой формулировкой укрепляет авторитет президента Медведева или он слишком замешкался, по-прежнему оглядываясь на Путина? Как бы то ни было, Лужков свергнут за критику "президента-слабака", а не за "зловонное распространение коррупции", которое сопровождало выход столицы из "унылой посткоммунистической нищеты", сетуют западные СМИ.
Одним росчерком пера Дмитрий Медведев во вторник решил судьбу столичного градоначальника, одного из самых влиятельных российских политиков, безраздельно властвовавшего в Москве 18 лет, пишет Le Figaro. Лужков, озабоченный продлением своих полномочий в июле 2012 года, попытался расколоть тандем Путина-Медведева и использовать близость к премьер-министру, чтобы подорвать позиции президента. Такой просчет оказался роковым, пишет корреспондент. Как при принятии любых важных решений, два главы исполнительной власти решили принести Лужкова в жертву, хотя сам маневр президент Медведев осуществлял в одиночку.
В этом 10-миллионном мегаполисе, настоящем государстве в государстве, как и везде в России, власть Лужкова опиралась на круг приближенных, в центре которого был главный персонаж: супруга мэра Елена Батурина, ставшая богатейшим предпринимателем в сфере подрядных работ, владелица компании "Интеко", захватившей рынок государственных подрядов в Москве, говорится в статье.
"Дом Лужкова держался в большей степени на экономической власти, нежели на политическом прозелитизме", - отмечает газета. "Чтобы вести бизнес в России, нужен покровитель, и в Москве эту роль играл Лужков", - цитирует издание одного западного предпринимателя. С уходом Лужкова все альянсы будут полностью пересмотрены. По словам президента фонда "Петербургская политика" Михаила Виноградова, власть никогда не имела четкого представления о том, как следует управлять столицей, и теперь главная забота - избежать беспорядков.
В другом комментарии Le Figaro говорится: "Последствия этого дела покажут, идет ли речь в первую очередь о сведении политических счетов или это сигнал, что Кремль намерен всерьез бороться с коррупцией, главным препятствием для модернизации экономики страны - цели, поставленной президентом Медведевым. Но даже если второе, понадобятся и другие меры, помимо крайне символического увольнения столичного мэра".
Увольнение Лужкова укрепляет и авторитет Кремля, и личную власть Медведева, полагает The Financial Times, приводя мнение главного редактора "Независимой газеты" Константина Ремчукова: "Чтобы в нашем иерархическом обществе тебя воспринимали серьезно, тебе нужно свалить кого-то могущественного". Ремчуков провел параллель с арестом Ходорковского в 2003 году, подтвердившим, что Путин - всесильный лидер России.
Теперь полномочия мэра могут быть разделены между двумя должностями - мэра и председателя городского правительства, что ослабит данный пост и гарантирует, что Кремлю больше никогда не придется считаться с фигурой масштаба Лужкова, пишет корреспондент Чарльз Кловер. Следующий этап игры покажет, есть ли у Медведева власть самостоятельно назначить преемника Лужкова, либо преемником станет назначенец Путина. По мнению социолога Ольги Крыштановской, вопрос о преемнике в Москве - увертюра к решению о том, кто станет президентом в 2012 году - Путин или Медведев.
По поводу президента Медведева давно спрашивают, по-настоящему ли он правит Россией или является всего лишь марионеткой в руках Путина, пишет обозреватель The New York Times. Увольнение Лужкова призвано четко показать российским политикам, что он уверенный в себе лидер и достойный кандидат на президентское кресло в 2012 году.
Между тем часть наблюдателей считает, что эта история повредила Медведеву, так как он слишком медлил с увольнением Лужкова. "Некоторые политики высказали подозрение, что Медведев не поступил решительнее, так как должен был добиться одобрения Путина. Один из лидеров "Правого дела" Леонид Гозман подивился контрасту между реакциями Медведева и Обамы на унизительные отзывы их подчиненных. Обама немедленно уволил генерала Маккристала, а Лужков после публикации в "МК" продержался на своем посту почти месяц. "По одной из гипотез - но это лишь одна из многих гипотез - Путин воспользовался этим, чтобы ранить Медведева, чтобы люди поняли: без воли Путина ничего не происходит", - сказал Гозман.
Как пишет обозреватель The Guardian, "если Медведев считал себя "Макбетом из Московии", то с ролью он не справился: замешкался, не начал действовать сразу после того, как Лужков оспорил его власть. Если он все-таки взмахнул топором, то лишь потому, что Путин, по некоторым сведениям, дал ему зеленый свет". По мнению автора материала, у россиян эта история ассоциируется с "путчами и чистками советской эпохи", а для иностранцев это "своевременное напоминание, что Россия не принадлежит к числу нормальных стран". Корреспондент советует это учесть, когда глава британского МИДа Уильям Хейг планирует "перезагрузку" отношений с Россией.
"Отрешен от должности в связи с утратой доверия президента" - самая худшая из возможных формулировок в широкой гамме государственных отставок, считает La Repubblica. По мнению экспертов, язык Кремля означает, что для Лужкова теперь наступают дни расследований и обвинений - сначала в отношении его сотрудников, потом его самого, но, самое главное, его обожаемой первой леди Елены Батуриной, которая благодаря супругу стала третьей в списке самых богатых женщин в мире.
"Владимир Путин, на поддержку которого надеялся Лужков, отметил, что Лужкова можно назвать знаковой фигурой и что он много сделал для Москвы, но тут же уточнил: "Очевидно, что отношения у мэра Москвы с президентом не сложились. Между тем, мэр является подчиненным президента, а не наоборот, поэтому нужно было своевременно предпринять необходимые шаги для нормализации этой ситуации".
Лужков пообещал своими сторонником, что останется в политике, чтобы защищать право на избрание мэра: "самый коррумпированный мэр в истории", как его называют противники, знает, что его очень любят в городе, продолжает газета. Он делал добро богатым, но при этом совершил много популистских жестов, например, осуществлял доплаты к государственным пенсиям москвичей. Уже сейчас говорят о том, что он создаст новую партию. Быть может, именно потому вчера Путин решил сделать свирепое лицо, заключает итальянское издание.
По мнению московских бизнесменов и аналитиков, на прошлой неделе Елена Батурина совершила страшный грех - создалось впечатление, что она публично вбивает клин между Медведевым и Путиным, пишет . В интервью оппозиционному журналу она заявила, что набирающая обороты кампания против московского мэра Лужкова - часть политической битвы двух лидеров за пост президента с 2012 года.
Колоссальные долги московского магната Шалвы Чигиринского, бывшего владельца Sibir Energy, побудили его в прошлом году утверждать в лондонском суде, будто Батурина тайно владела 50% его доли в Sibir Energy и фирмах, занимающихся недвижимостью, взамен на помощь ему в "бюрократических вопросах", напоминает издание.
Столичного мэра критиковали уже давно, констатирует немецкая Sueddeutsche Zeitung в статье "Мочи его!". За 18 лет его нахождения у власти Москва стала одним из самых дорогих городов Европы, транспортные пробки буквально парализовали движение, уровень преступности держится на высокой отметке, а на прошлых выборах в городскую Думу неприкрыто использовались механизмы фальсификации. Очередные поводы задуматься об отставке мэра дали его намерения развесить в канун празднования Дня Победы в городе портреты Сталина, пребывание Лужкова в Австрии в то время, когда Москва задыхалась от смога и жары, наконец, его открытое противостояние Медведеву по вопросу вырубки Химкинского леса.
Но затем последовал типичный образчик политической культуры современной России, пишет обозреватель. Несколько недель назад, сообщает российский New Times, замглавы президентской администрации Алексей Громов якобы позвонил гендиректору телеканала "НТВ", дав отмашку "мочить" Лужкова. За предельно короткий срок был смонтирован документальный фильм, в котором Москва предстает как оплот коррупции. Не остался в стороне и государственный "Первый канал". "Лужков попытался защищаться, дав интервью частному телеканалу и опубликовав статью в бульварной газете. Но эту игру он уже проиграл".
Столь громких кампаний против своих противников Кремль не вел со времен беспощадного уничтожения Ходорковского, соглашается The Financial Times. Мэру Москвы давно следовало сойти со сцены, считает издание, признавая его заслуги в преображении Москвы - "от унылой посткоммунистической нищеты до все более крикливой роскоши". Но, увы, он ничем не противодействовал зловонному распространению коррупции, которое сопровождало омоложение города. Однако градоначальник был низложен не за свои недостатки, а потому, что критиковал Медведева. Кампания, повлекшая за собой отрешение мэра от должности, - неприятный возврат к грязным войнам компромата 1990-х годов, полагает газета. Только когда Медведев назначит преемника Лужкова, станет ясно, хватает ли у президента политического веса для давления на российскую клептократию.