"По итогам расследования, проведенного под руководством Нидерландов, сделан вывод, что мощный ракетный комплекс "земля-воздух", который два года назад сбил над Украиной самолет Malaysia Airlines, что повлекло за собой гибель всех 298 человек, находившихся на борту, был привезен на грузовике из России по просьбе сепаратистов, которых поддерживала Россия, и той же ночью возвращен в Россию", - пишут журналисты The New York Times Сомини Сенгупта и Эндрю Э.Крамер.
"Доклад в основном подтвердил уже широко задокументированную роль российского правительства не только в передислокации ракетного комплекса, который назывался "Бук" или SA-11, но также в последующем сокрытии улик, которое продолжается доныне", - пишет газета.
Доклад "важен тем, что в нем применены стандарты доказательств, которые могут быть приняты в суде, и одновременно все еще выстраивается версия дела, которая прямо говорит о причастности России". "Вероятно, доклад станет увертюрой к длительному дипломатическому и юридически-правовому противоборству", - полагают авторы статьи.
В расследовании не названы имена физических лиц, которые были виновниками, следователи воздержались от утверждения о причастности российских военных. Однако они заявили, что при подготовке к предъявлению обвинительных заключений планируют идентифицировать подозреваемых и установить, кто, по их версии, отдавал приказы и каковы были его намерения, передает издание.
"Мы пока не можем, да и не хотим, рассказать вам все, поскольку это могло бы сыграть на руку виновникам", - сказал в среду руководитель следственной группы Фред Вестербеке. Он призвал свидетелей с Восточной Украины объявиться, заявив, что взамен на показания к ним, возможно, будет проявлено снисхождение. По словам Вестербеке, установление подозреваемых - это задача "на далекую перспективу".
"Доклад пролил свет на интригующие новые доказательства, касающиеся пути ракетного комплекса из России на Украину и назад в Россию", - пишет газета.
"Следователи дали понять, что свидетелем, который с ними сотрудничал, был боец-повстанец, охранявший колонну с ракетным комплексом при его спешном возвращении в Россию после пуска. Они опубликовали новые фото ракетного комплекса на безбортовом прицепе, который буксировался по Восточной Украине белым грузовиком "Вольво", экспроприированным в Донецке у компании, которая сдавала в аренду тяжелую технику", - говорится в статье.
Следователи сказали, что обнаружили конический нос и стабилизатор ракеты, прослушали около 150 тыс. перехваченных телефонных разговоров и изучили полмиллиона фотографий.
Издание сообщает, что в теле одного из пилотов лайнера была обнаружена "решающая улика - элемент шрапнели, имеющий форму бабочки: след боеголовки того типа, которые устанавливаются на ракетах "Бук" в российском арсенале, но не в украинском".
"Такое доказательство было бы трудно подделать. Следователи сказали, что к осколку шрапнели прилипли микроскопические следы стекла аналогичного тому, которым Boeing остекляет кабины своих лайнеров. Это четко свидетельствует, что, прежде чем вонзиться в тело пилота, осколок пролетел через ветровое стекло самолета", - говорится в статье.
Следователи изложили хронику событий, которые привели к уничтожению лайнера.
"В перехваченных телефонных разговорах вечером за день до атаки сепаратисты на Восточной Украине попросили ракетный комплекс "Бук", чтобы защищаться от украинских авианалетов. Позднее, согласно перехваченным разговорам, им сказали, что этой ночью они получат эту оружейную систему", - пишет газета.
"Во-вторых, следователи выявили, что колонна грузовиков довезла ракетную установку, а также большую военную машину, которая используется для запуска ракет, от российской границы до места, откуда была запущена ракета", - говорится в статье.
В-третьих, следствие установило, с какого именно поля была запущена ракета.
"И, наконец, следователи восстановили предполагаемый маршрут, по которому ракетная установка вернулась к российской границе. Они сказали, что разговаривали с сепаратистом, подтвердившим часть сведений об обратном пути", - говорится в статье.