Сейчас, когда террористы нанесли удары в Вашингтоне, Нью-Йорке, Бали, Мадриде и на Ближнем Востоке, многие как будто смирились с терактами как с неизбежным злом и только надеются, что это зло не коснется их лично. Подобная пассивность очень опасна, она может привести к еще более высокому уровню терроризма.
Опасность исходит от баллистических ракет, имеющихся в распоряжении ядерных держав, от системы связи и управления, связанных с ними. С помощью такой системы можно выпустить не одну или две, а десятки и сотни ядерных ракет.
В 1994 году Россия и США заключили договор, согласно которому они должны были отвести свои орудия друг от друга. Однако практический выход этого договора ограничен, так как ракеты можно направить на боевую мишень в считанные минуты. Можно было бы пойти дальше и осуществить решительное двустороннее сокращение боеготовности ядерных сил, но в критической ситуации высокую боевую готовность можно будет легко восстановить, как оно, возможно, и произойдет.
И США и Россия имеют обширный опыт в области систем защиты от несчастных случаев и терроризма. Но многое остается неясным. Допустим, террористы захватят в лесу российскую подвижную пусковую установку. Смогут ли они заставить экипаж запустить межконтинентальную баллистическую ракету "Тополь"? Может ли быть осуществлен несанкционированный запуск американской ракеты "Минитмен"? Как защитить каналы кабельной, спутниковой и радиосвязи от перехвата, который может привести к взлому ключевых кодов запуска? Достаточно ли мы изолировали контроль над ядерным оружием от военных и гражданских компьютеров для того, чтобы хакеры не могли туда проникнуть? Ведь уже были случаи, когда военные компьютерные системы были скомпрометированы.
Особенности логики группы, от которой исходит угроза, приводят к тому, что нациям, в чьем пользовании находится ядерное оружие, недостаточно просто объявить, что все под контролем. Несанкционированный залп такого орудия привел бы к катастрофе куда большего масштаба, чем теракты 11 сентября 2001 года.
Нам необходим абсолютно новый механизм осуществления безопасности. Ядерные державы не могут верить друг другу на слово, у каждой из них должна быть полная информация о том, насколько хорошо осуществляется защита систем связи и управления другой стороной. Сейчас у них нет доступа к такого рода информации.
Для США гораздо важнее знать, насколько эффективна защита систем управления от террористов в России и Китае, чем быть уверенными в надежности собственных систем в Омахе и Пентагоне. По той же схеме России надо знать больше о подобных средствах защиты в США и Китае.
Только при условии постоянного взаимодействия экспертов в области защиты систем управления от возможности несанкционированного запуска сообщество ядерных держав может держать под контролем состояние дел. Это так называемый "отрицательный контроль" - режим несанкционированного пуска, подтверждающий контроль.
Такое разделение ответственности предполагает раскрытие некоторых самых конфиденциальных сфер каждой стороны. До сих пор эта информация держалась в строжайшем секрете. Разумеется, понятно, почему подобная информация не может стать общественным достоянием. Но расширение сотрудничества среди специалистов по системам связи и управления совершенно необходимо.
Об этом уже много говорили и писали, но конкретных действий было предпринято мало. В августе 1997 года эксперты по системам связи и управления из России и США впервые встретились. Они предложили правительствам своих стран начать сотрудничество в этой области, но никаких действий за этим не последовало.
Президенты Владимир Путин и Джордж Буш многое сделали для сокращения ядерного арсенала, но, с учетом серьезности угрозы терактов, мало просто снизить количество боеголовок. Безусловно, важно, десять или сто ракет будет запущено без разрешения, но это только вопрос степени того кошмара, который за этим последует.
Лидеры США и России должны собрать всю свою решимость и начать сотрудничать в этой области. Пусть эксперты проведут предварительные совместные исследования и составят отчет о том, какие дальнейшие действия являются возможными и практически осуществимыми. Им придется решить дилемму о том, как одновременно защитить системы управления ядерным оружием от саботажа и сохранить боевую готовность на случай необходимости ответного удара. Это один из самых проблематичных вопросов в области военного управления, но мы должны хотя бы попытаться.
Валерий Евгеньевич Ярынич - полковник в отставке, профессор Российской академии военных наук. В настоящий момент работает в качестве специально приглашенного научного сотрудника Центра защиты военной информации. Автор книги "C-3: система ядерного управления и сотрудничество в области контроля".