В преддверии саммита в Стамбуле НАТО может обнародовать свою концепцию с учетом крупного стратегического приза, каким является Южный Кавказ. Только что завершившееся расширение альянса до западного побережья Черного моря и грядущее расширение Европейского союза в том же направлении превращают Южный Кавказ в ближайшего соседа Запада.
Регион становится узловым пунктом зарождающейся геостратегической и геоэкономической системы, которая простирается от натовской Европы до Центральной Азии и Афганистана. Это открывает евроатлантическому сообществу уникальный доступ к каспийской энергии, а антитеррористической коалиции - к Ближнему Востоку. Оставаясь соседом России, Южный Кавказ, по сути, становится евроатлантической границей.
Такое развитие событий наметилось совсем недавно, и его значение в полной мере еще не осознано, особенно в Западной Европе. Американская политика по-прежнему несет бремя по защите интересов Запада на Южном Кавказе в смысле обеспечения безопасности, усилий по государственной консолидации и продвижения энергетических проектов.
Хотя Европа непосредственно заинтересована в безопасности региона и в его энергетическом секторе, усилия европейцев, по сравнению с тем, что делают американцы, невелики. Такая диспропорция никогда не была оправданной и должна быть исправлена европейскими союзниками в период, когда американские ресурсы распылены по миру. Сегодня НАТО вырабатывает региональную стратегию, а ЕС начинает пересматривать свое отношение к изоляции от этого региона. Обе организации могут извлечь выгоду из двойного членства, продвигая здесь свои интересы.
Грузии и Азербайджану принадлежит ключевая роль в смысле стратегического доступа к источникам энергии и оперативным плацдармам. Географическое положение и политический выбор определили то, что эти страны взяли на себя серьезные евроатлантические обязательства.
Будучи активными членами антитеррористической коалиции, Грузия и Азербайджан обеспечивают транзит и предоставляют небольшие войсковые подразделения для операций НАТО и США на Балканах, в Афганистане и Ираке. В этом смысле Тбилиси и Баку ведут себя как фактические союзники США и НАТО. Тем самым обе страны идут на серьезный риск с точки зрения своей безопасности. Они могут функционировать только в тандеме: как евроатлантические партнеры и претенденты на вступление в НАТО Грузия и Азербайджан победят или проиграют вместе.
Итак, Грузия и Азербайджан претендуют на вступление в НАТО. Они намерены начать разработку планов реформы систем безопасности и взаимодействия армий. Обе страны работают над этой проблемой в сотрудничестве с США и Турцией.
Грузия и Азербайджан переросли статус потребителей безопасности, становясь одновременно "потребителями" и "поставщиками" безопасности, активными членами антитеррористической коалиции и незаменимым геостратегическим активом евроатлантического сообщества. До вступления в НАТО пройдут годы, но эффективные меры безопасности нужны этим странам уже сегодня. Прежде чем они вступят в НАТО, альянс должен осуществить в регионе такие меры.
Второй раунд расширения НАТО завершен, и теперь пора разработать стратегию на Южном Кавказе. Первый этап, о котором будет объявлено на предстоящем саммите, должен быть направлен на включение региона в евроатлантическую систему - как экономически, так и в смысле безопасности, и консолидацию государств региона на этой основе.
Успешное включение может привести к этапу интеграции: приему в НАТО Грузии и Азербайджана и побуждению Армении к евроатлантическому выбору. В прозападных Грузии и Азербайджане интересы союзников, национальные ожидания и требования выглядят иначе, чем в пророссийской Армении. Тем не менее возможность сделать в будущем альтернативный выбор должна оставаться для Армении открытой.
Грузия и Азербайджан стремятся ускорить развитие, дающее им возможность участвовать в операциях коалиции. Можно выделить определенные подразделения и готовить их к взаимодействию с войсками НАТО. Американские программы военной подготовки и технической помощи должны продолжаться в Грузии и начаться в Азербайджане. Они сфокусированы на внутренних и пограничных войсках, а также на береговой охране ради совершенствования охраны морских границ и экономических зон Черного и Каспийского морей.
Обеим странам нужна помощь в сохранении суверенитета воздушного пространства через обмен информацией о ситуациях в воздухе с НАТО, ускорение модернизации военных и гражданских аэропортов и морских портов в соответствии со стандартами НАТО. Эти цели должны быть официально заявлены в соглашениях с Грузией и Азербайджаном и провозглашены на саммите. Если будет достигнут успех, это привлечет Армению и склонит ее к переориентации своей политики.
Июньский саммит НАТО является подходящим местом и временем для признания желания Грузии и Азербайджана стать членами альянса. Им можно предложить перспективу членства через участие в индивидуальных планах партнерства. Это может подвести к участию в планах членства в 2006-2007 году. Поскольку эти планы включают в себя нормы, стандарты и графики, они являются стимулом для претендентов и подразумевают политическое признание альянсом задач, стоящих перед этими странами.
В Грузии и Азербайджане евроатлантический выбор основан на политическом и общественном консенсусе. Внутренние препятствия для такой ориентации проистекают из слабости государств и существования местных конфликтов. Эти аспекты советского наследия можно устранить, оказывая помощь в сфере безопасности и урегулировании конфликтов при евроатлантическом посредничестве, открывая таким образом путь к более тесным экономическим связям с Европой.
Как показывает посткоммунистический европейский опыт, перспектива вступления в НАТО является мощным стимулом к реформированию государства и совершенствованию институтов гражданского общества.
Этот процесс постепенно откроется и для Армении, на тех же условиях и по той же схеме, но, если Россия будет возражать против включения Армении, это не должно замедлить процесс для Грузии и Азербайджана. Союзники должны предложить Армении привлекательный выбор. Это потребует от американского политического руководства содействия в урегулировании карабахского конфликта. США пользуются достаточным для этого доверием в Азербайджане и Армении.
Включение Южного Кавказа в евроатлантическую систему должно начаться с обеспечения безопасности региона. Необходимые расходы и ресурсы - капля в море по сравнению с усилиями США и НАТО в других регионах мира. Социальная и политическая обстановка в этом регионе благоприятна, а стратегическое преимущество будет иметь историческое значение для альянса. Хотя главные усилия приходятся на долю США, европейские союзники должны увеличить свой вклад в интеграцию Южного Кавказа.