Вчера усилилось давление на Эхуда Ольмерта с требованием его отставки после утечек в прессу информации о том, что комиссия по расследованию Ливанской войны прошлого лета винит премьер-министра в неспособности поставить "Хизбаллу" на место и вернуть двух солдат, похищение которых спровоцировало конфликт, длившийся 34 дня.
На линии огня комиссии, доклад которой публикуется сегодня, оказались также министр обороны Амир Перец и бывший начальник генштаба Дан Халуц. Комиссия во главе с отставным судьей Элиягу Виноградом, по сообщениям, обвинила их в "поспешных и необдуманных" действиях.
61-летний Ольмерт вчера вечером по-прежнему демонстрировал неповиновение, несмотря на первые признаки бегства из коалиции его партнеров из "Аводы". Бывший министр Офир Пинес заявил Армейскому радио: "Я жду от премьер-министра и министра обороны, что они встанут, возьмут на себя ответственность и уйдут в отставку". Еще два заднескамеечника от "Аводы", генералы в отставке Ами Аялон и Дани Ятом, призвали свою партию выйти из коалиции.
Премьер-министр оказался в изоляции. Генерал Халуц уже ушел в отставку, а Перец, как ожидается, перестанет быть лидером "Аводы" после партийных выборов в мае. Министерство обороны шло в пакете с этой должностью.
Ольмерт вчера отказался говорить о выводах комиссии Винограда, хотя сам ее и назначил. Он предпочел сигнализировать, что бизнес идет как всегда, и заявил коллегам по партии "Кадима": "Мы не можем обсуждать утечки информации. Подождем доклада, изучим его, а потом ответим".
Источники сообщили, что у него нет намерений уходить или уклоняться от ответственности. Он вновь попытается убедить израильтян, что принимал правильные решения. Но израильтяне не поддаются на убеждение. Опрос, опубликованный вчера газетой "Маарив", показал, что только 2,3% поддерживают премьера. Более 20% считают, что отец политического сионизма Теодор Герцль, умерший в 1904 году, справился бы лучше.
Члены центристской партии Ольмерта "Кадима", основанной Ариэлем Шароном 18 месяцев назад, начали обдумывать, как и когда можно его заменить. "Кадима" - это не Ольмерт, - сказал один из них, - он не утянет ее за собой".
Не ожидается, что комиссия потребует отставок. По сообщениям, ее выводы не черно-белые. Политики хотели увидеть, насколько мрачным будет официальный 250-страничный текст.
Ципи Ливни, министр иностранных дел и сегодня наиболее предпочтительный кандидат на место Ольмерта, старалась не выделяться, хотя ее друзья намекают, что она готова принять управление, когда придет время.
Другие министры были осторожны, боясь, что на них возложат ответственность. Советники Ольмерта напоминают, что они единогласно проголосовали за войну. Министр жилищного строительства Меир Шетрит заявил: "Я видел достаточно правительств, которые преждевременно превозносили. Еще рано".
Йоси Вертер, политический корреспондент либеральной газеты "Гаарец", заявил, что будущее Ольмерта решит улица. "Ни политики, ни даже СМИ не будут решать судьбу премьер-министра, - писал он. - Выскажутся семьи, потерявшие близких, скажут свое слово резервисты. Они попытаются свергнуть правительство или хотя бы сместить Ольмерта".
Критики планируют протестные акции - в форме пикетирования резиденции премьер-министра в Иерусалиме и демонстрации в Тель-Авиве. За время войны Израиль потерял 117 солдат и 41 мирного жителя.
Как явствует из утечек в СМИ, комиссия винит Ольмерта в том, что он позволил военному истеблишменту диктовать политику, не выяснил у военных, как они намерены добиваться своих целей, и слишком долго ждал, прежде чем начать масштабную наземную операцию, которая могла бы предотвратить обстрел "Хизбаллой" гражданских целей в Израиле ракетами "катюша", продолжавшийся до последнего дня военных действий.