Россия считает, что Запад обращается с ней бесцеремонно и угрожает конфронтацией, как во времена холодной войны
Эксперты из министерств иностранных дел стран НАТО еще не успели подготовить аналитические документы для встречи своих министров в Осло, как из Москвы обрушилась настоящая новостная лавина: Путин обращается к Меркель, Лавров обвиняет Эстонию, Кремль предупреждает Совбез ООН. Послание недели, конец которой ознаменовался обвинением, обеспокоенностью и оправданием: Россия вернулась, политический аппарат президента Путина завоевывает суверенитет над воздушным пространством во внешней политике. О тоне и мотиве можно только гадать, ясно одно: Россия искала повода для ссоры с Западом - вчера поводом были ракеты и контроль над вооружениями, сегодня - обращение с историческим наследием в Эстонии, завтра поводом может стать Косово.
В кругу ли министров иностранных дел в Осло, на этой ли неделе в Совбезе ООН или в конце недели в зале для проведения торжеств одного брюссельского отеля, атмосфера такая, что хоть топор вешай, все нападки направлены на конкретных людей, а эскалация чрезвычайно быстро набирает обороты. В бельгийской столице ряды участников биржи идей в области политики безопасности "Брюссельского форума" пополняют непосредственные соседи России - от литовского президента до грузинского министра иностранных дел, поддерживаемые "ястребами" из США и движимые своим историческим опытом отношений с Москвой. Депутат Госдумы и председатель комитета по международным делам при российском парламенте Константин Косачев добавил кое-что и от себя к посланию Путина: Россию не уважают, сферу ее влияния сужают, кроме того, Москва не потерпит вмешательства в свои внутренние дела.
Между тем эта конфронтация не стала полной неожиданностью. Еще год назад министр иностранных дел Сергей Лавров пригрозил выходом из Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Затем Москва искала ссоры со своими непосредственными соседями Грузией и Украиной. На первый план выдвигались цены на энергоносители, на самом же деле Россию раздражало то, что бывшие спутники советской империи стремятся к членству в западных союзах. Грузия изо всех сил стремится в НАТО, а "оранжевая революция" на Украине - в интерпретации Москвы - стала делом рук западных проповедников демократии, которые и способствовали разложению системы. Отношения с Польшей также испорчены. Москве мешает польское сопротивление строительству газопровода по дну Балтийского моря. В настоящее время Кремль блокирует импорт польской мясной продукции, а реакцией на это Варшавы стало вето на переговоры по новому Соглашению о партнерстве между ЕС и Россией.
Наступление Путина началось еще в феврале, на мюнхенской конференции по безопасности, когда он разразился тирадой относительно излишней опеки, нехватки уважения, высокомерия и давления Запада. Затем разразились дебаты относительно американской системы ПРО - не в последнюю очередь потому, что США в обход НАТО и ЕС в результате двусторонних переговоров с Чехией и Польшей договорились о размещении на их территории одного радара и нескольких ракет-перехватчиков.
Федеральное правительство, прежде всего, настаивает на проведении более детальных консультаций с президентом США Бушем и на единогласном решении альянса. В этой связи Вашингтон начал с необычайно открытого для администрации Буша наступления. Эксперты и высокопоставленные чиновники министерства совершили поездку по Европе, рекламируя систему и ее оборонительный характер.
Министр обороны США Роберт Гейтс предложил Путину переговоры, предметом которых были бы российские требования, хотел открыть сооружения для инспекций и установить верхнюю границу для размещаемых объектов для того, чтобы задокументировать исключительно противоиранскую направленность системы. В прошлую среду Путин пообещал ответить на это предложение президенту Бушу. Ответ последовал в четверг - он огласил его, выступая с посланием Федеральному собранию, когда заявил о том, что планирует заморозить ДОВСЕ.
ЕС и НАТО с беспокойством взирают на Совбез ООН, который начиная с этой недели приступает к решению вопроса относительно будущего Косово. Путин неоднократно намекал, что Россия может наложить вето на решение о предоставлении независимости провинции. Американские дипломаты, например заместитель госсекретаря США Николас Бернс, угрожают в этом случае немедленным односторонним признанием Косово как независимого государства. Европа еще делает попытки разрядить напряженность, но дальнейших сражений, похоже, уже не избежать.
Столкновения в Эстонии в конце недели эксперты также расценивают как признаки усилившегося стремления России утвердить свои позиции в непосредственном окружении. Смягчающего ситуацию сигнала из Вашингтона не последовало. Американский президент уже обозначил места остановок своего европейского турне: когда Буш приедет в июне на саммит "большой восьмерки" в Хайлигендамм, он посетит также Польшу и Чехию.