Возникает ощущение, что долгая традиция светской власти оказалась под угрозой
Около 700 тысяч человек участвовали в воскресенье в массовом шествии в Стамбуле. Манифестанты протестовали против перспективы избрания набожного мусульманина на пост президента. Налицо конфликт между правящей партией, платформа которой не чужда религии, и сугубо секулярным военным и гражданским истеблишментом.
Размахивая красным национальным флагом и распевая гимны националистов, манифестанты именовали премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана изменником и требовали, чтобы происламское правительство ушло в отставку. Большинство населения полагает, что президентом станет Абдулла Гюль, министр иностранных дел в кабинете Эрдогана. В Турции президент избирается 550 членами парламента.
"Мы не хотим видеть в президентском дворце Ататюрка женщину с покрытой головой, - сказала участница демонстрации Айсе Бари, 67-летняя домохозяйка, подразумевая жену Гюля Хайрунису, которая носит мусульманский головной платок. - Мы хотим видеть там цивилизованных, современных людей".
Президентские выборы вновь разожгли пламя конфликта по поводу национальной идентичности, который зреет с тех пор, как Мустафа Кемаль Ататюрк, офицер турецкой армии, участвовавший в Первой мировой войне, после распада Османской империи основал в Турции светскую республику. Он предоставил женщинам право голоса, ввел ограничения на ношение традиционной мусульманской одежды и заменил арабское письмо латинским алфавитом.
Но в народном мировоззрении ислам сохранил свою силу, и некоторые политики, получившие религиозное воспитание, позиционируют себя как альтернативу секулярному истеблишменту.
Многие турки, в том числе влиятельные генералы, опасаются, что Гюль использует президентские полномочия - среди них есть право наложения вето на решения законодательной власти - чтобы помочь своему союзнику Эрдогану разрушить барьер между государством и религией. Например, сторонники секулярной модели хотят сохранить запрет на ношение мусульманских головных платков в государственных учреждениях и других общественных местах. Однако жена Гюля когда-то подала иск в Европейский суд по правам человека, отстаивая свое право носить платок в университете.
Военные дают понять, что могут воспользоваться своими силами для разрешения тупиковой ситуации в парламенте, связанной с возможным избранием Гюля. Тем временем многие турки ратуют за досрочные выводы в надежде изменить расстановку сил в парламенте, где происламская партия Гюля сейчас составляет большинство.
"Турция - светское государство и таковым останется!" - выкрикивали тысячи демонстрантов, многие из которых приехали в Стамбул из дальних областей страны. По оценкам турецкой полиции, в шествии участвовали около 700 тыс. человек.
В пятницу Гюлю не удалось победить в первом туре голосования в парламенте, поскольку депутаты от оппозиции бойкотировали выборы. Оппозиция также обратилась в Конституционный суд, требуя аннулировать результаты в связи с несоблюдением некой формальности; ожидается, что КС вскоре вынесет решение. В тот же вечер военные пригрозили вмешаться в выборы президента и призвали правительство обуздать мусульманские веяния.
"Не следует забывать, что вооруженные силы Турции - одна из сторон, участвующих в этом споре, непоколебимо стоящая на страже секуляризма, - провозгласили военные в своем официальном заявлении. - При необходимости военные четко проявят свою позицию и убеждения. Сомнений в этом быть не должно".
Днем позже правительство, продемонстрировав уверенность в себе, не свойственную прежним гражданским властям Турции, приструнило военных, заявив, что при демократии "немыслимо", чтобы вооруженные силы угрожали политическому руководству страны.
"Я не сниму свою кандидатуру с выборов, это совершенно исключено", - заявил в воскресенье Гюль.
Нынешний президент Турции Ахмет Недждет Сезер - секулярист, выступающий в роли противовеса для происламского правительства.
Десять лет назад турецкие военные вывели на улицы танки и таким путем вынудили происламского премьер-министра подать в отставку. Сегодня многие турки снова гадают, насколько далеко зайдут вооруженные силы, чтобы разрешить очередной конфликт из-за власти между правительством и секулярным истеблишментом.
Угроза вмешательства со стороны военных может стать дополнительным препятствием на трудном пути Турции в Евросоюз. Последний призвал власти Турции, где большинство населения исповедует ислам, умерить политическое влияние вооруженных сил.
С тех пор как 18 июня 1997 года произошел так называемый "мягкий переворот" (премьер-министр Неджметтин Эрбакан подал в отставку, уступив власть прозападному партнеру по коалиции), страна сильно изменилась. При теперешнем правительстве Турция обуздала инфляцию и осуществила реформы, поддерживаемые Евросоюзом.
Эти обстоятельства указывают, что военные поостерегутся свергать демократически избранное правительство - столь крайняя мера может повлечь за собой возвращение в эпоху политического хаоса и бурного размежевания, которую многие турки предпочли бы забыть. Впрочем, мало кто сомневается: если на военных оказать нажим, они ополчатся на политиков.