Вернувшись после очередного пребывания в Палестине и Израиле в апреле 2008 года, я испытываю тоску, которой не могу не поделиться с моими еврейскими и нееврейскими читателями.
Из-за растущей взаимозависимости, предполагающей высокую степень солидарности между участниками, международное сообщество в XXI веке вынуждает правительства всех составляющих его государств находиться в постоянном поиске легитимности. Главная идея заключается в том, чтобы соответствовать определенному числу принципов, разработанных в середине прошлого века в основополагающих текстах международного права, сначала в 1945 году в Хартии Объединенных Наций, затем, десятилетие за десятилетием, в пактах, договорах, конвенциях и решениях международных трибуналов.
Государство - как бы ни было оно сильно в военном и экономическом плане, - утрачивающее эту легитимность, неминуемо ставит под угрозу свое будущее и подрывает безопасность собственных жителей.
Однако вот уже сорок лет назад Израиль утратил эту легитимность и до сих пор безнаказанно издевается над принципами, ценностями и соглашениями, которые он должен соблюдать, будучи членом организации, давшей ему жизнь.
Пользуясь сочувствием, которое приносит ему воспоминание о Холокосте, и поддержкой, которую ему оказывает самый могущественный член ООН (сам утративший легитимность в Ираке), Израиль обеспечивает собственное выживание за счет подавляющего военного превосходства.
Сменяющие друг друга израильские правительства соглашаются с этой нелегитимностью, продолжая военную оккупацию не признающих его территорий, активизируя строительство на этих землях своих поселений, подвергая коренное население гонениям, притеснениям и презрению вопреки гуманитарному праву и игнорируя резолюции, принимаемые организацией, на мировом уровне отвечающей за сохранение мира и урегулирование конфликтов.
Сорок лет спустя после Шестидневной войны Израиль так и не смог найти правительство, способное начать серьезные переговоры с палестинцами, в результате которых страна вернула бы себе легитимность, гарантировала истинную безопасность и обеспечила будущее.
Речь идет о провале, глубину которого мне позволяет оценить посещение места событий.
На самом деле решение, за которое до настоящего момента официально выступали западные и арабские партнеры Израиля, решение на основе двух независимых государств на имеющихся территориях со столицами в Иерусалиме, уже не реалистично, потому что эти территории более не доступны. Идея единого демократического государства для двух народов - еще более химерична. Остается лишенное легитимности государство с рассеянным расселением, состоящее из хозяев-евреев и палестинцев, обреченных на неправовой режим, загнанных, - как сегодня в секторе Газа, а завтра на Западном берегу реки Иордан, - в бантустаны: эта ситуация сопоставима с апартеидом.
Скоро - я сказал бы, очень скоро - эта ситуация неминуемо приведет к взрыву, влекущему за собой чудовищные последствия, размах которых можно представить, посмотрев на состояние палестинской молодежи. До сих пор она видела лишь репрессии и насилие, Израиль для нее ассоциируется исключительно с его армией, она не хочет мирного будущего. Она также знает, что ее численность со временем превратится в силу, которую ничто не сможет остановить, и никто не сможет осудить их за то, что они боролись за свободу.
Когда же евреи, которые поверили в то, что государство обеспечит их будущее, пробудятся ото сна и увидят, что их предали?
Стефан Эссель - посол Франции
Также по теме:
Гордость и предубеждение Израиля в 60-летний юбилей (The Financial Times)