Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
30 апреля 2009 г.

Анджей Рыбак | Financial Times Deutschland

Поколение эпохи рыночной экономики

Когда 20 лет назад пал железный занавес, целое поколение в странах Восточной Европы с головой окунулось в приключение под названием капитализм. О том, как адаптировалась молодежь Восточной Европы к новым реалиям и как удается переживать нынешний кризис в условиях новой системы, рассуждает на страницах Financial Times Deutschland Анджей Рыбак.

Когда в Польше в 1989 году рухнул коммунистический строй, Войтек Банка работал автомехаником - ремонтировал пригнанные из Западной Германии подержанные автомобили, рассказывает автор статьи. Несмотря на то, что Войтек имел стабильный доход, он оставил свою прежнюю работу, понимая, что теперь все изменится и надо ухватиться за этот шанс. Банка, которому на тот момент было 24 года, основал собственную строительную фирму и быстро разбогател. Теперь он живет во дворце, который раньше принадлежал графу и который он сам реконструировал. "Роскошная идиллия, которая призвана демонстрировать одно: успех", - отмечает Анджей Рыбак.

Многие жители Восточной Европы после краха коммунистического режима действовали так же, как Банка, продолжает автор. Падение железного занавеса открыло им новым мир с его великолепными возможностями. Упоение политической свободой достигло своего апогея в 2004 году, когда восемь стран Восточной Европы вступили в Евросоюз.

Однако финансово-экономический кризис захватил и Восточную Европу: после нескольких лет постоянного роста экономика падает, безработица растет, а инвесторы отзывают миллиарды. Поколение, с головой окунувшееся в приключение под названием капитализм, впервые переживает настоящий кризис, замечает автор публикации. Как он отразился на картине мира этого поколения? - задается он вопросом.

В то время как на территории Восточной Германии многие хотят возвращения ГДР, в соседней Польше мало кто испытывает ностальгию по коммунистическому строю. По мнению экспертов, в Польше коммунизм ассоциируется с угнетением и дефицитом. При этом капитализм стал обозначать для многих благосостояние, которое способствовало росту потребительской активности. "Многие мои друзья тратят все, что зарабатывают", - рассказывает 36-летний Гжегож Цыбульский, успешный инвестиционный банкир из Варшавы. Уровень накоплений жителей Восточной Европы - самый низкий по Европе в целом, подтверждает автор.

Открытые, ориентированные на Европу, уверенные в себе - вот они, представители поколения эпохи рыночной экономики. Их города уже не отличаются от западноевропейских метрополий, а по улицам разъезжают автомобили Mercedes, Audi и BMW.

Карьерный рост после падения железного занавеса для многих молодых людей был сравнительно легким. "Иногда было достаточно знать английский, чтобы сделать международную карьеру", - признается Пшемек Похрыбенюк, возглавляющий сегодня отдел развития в польском филиале концерна Danone.

"Если молодое поколение, скорее, выиграло от политической трансформации, то людям более старшего возраста не всегда удавалось адаптироваться в новой системе. Их мышление не вписывалось в реалии нового времени, а опыт, накопленный при социализме, чаще мешал", - продолжает автор публикации.

"Это стало свежим бризом, который принес с собой кислород", - описывает падение коммунистического строя дизайнер из Вильнюса Иоланта Талайките.

Именно молодое поколение, говорится далее в материале, восприняло Европу как представившийся шанс: на референдумах свыше 80% венгров и поляков моложе 40 лет высказались за присоединение к ЕС, обеспечив необходимое большинство.

А как же финансовый кризис? Во многих странах Восточной Европы люди ощущают его последствия еще не так остро. Многие компании снижают затраты, уплотняют структуры и повышают эффективность - не дожидаясь помощи от государства. "Мы слишком долго страдали от кнута государства, чтобы поверить в то, что бюрократы лучше позаботятся о нас, чем мы сами", - говорит инвестиционный банкир Цыбульский.

Но восторженность относительно членства в ЕС разделяют не все страны, отмечается в заключение статьи. Исключение в данном случае - Венгрия. "Страна три последних года находится в состоянии экономического и политического кризиса, который лишь усиливается на фоне глобального спада", - резюмирует автор.

Источник: Financial Times Deutschland


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru