Недавно в Лондоне побывали пиарщики "настораживающе-правого" (по выражению автора) венгерского правительства. Как утверждает обозреватель The Observer Ник Коэн, "все, с кем они встречались, не знали - то ли взреветь от негодования, то ли разразиться презрительным смехом".
Пиар-агентство Project Associates хотело, чтобы журналисты, чиновники и благотворительные организации выслушали Золтана Балога, министра Венгрии по делам социальной интеграции. По их словам, он хочет поведать миру, как Венгрия планирует "расширить инициативы в области здравоохранения и общин" для венгерских цыган и гарантировать им "политическое представительство", говорится в статье.
Автор комментирует: "В эпоху интернета эти призывы пиарщиков напрасны и даже смешны". По его словам, любой может выяснить, что в Венгрии возрождение правых политиков возродило и ненависть, свойственную фашистским движениям 1930-1940-х: "Антисемитизм, атаки на свободу прессы и, более всего, травля цыган переживают возрождение".
"Но, возможно, Балог поступает не так уж глупо. Пиар, наряду с финансовыми услугами, - одна из немногих британских отраслей, где наблюдается рост. (Что бы ни говорили о нашем упадке, но в манипуляциях с деньгами и информацией мы по-прежнему впереди всей планеты)", - говорится в статье. Не только венгерское правительство, но и путинская Россия, и "казахстанская диктатура" нанимают британских пиарщиков для улучшения своего имиджа. "Белорусская и азербайджанская тирании" тоже выбрасывают деньги на западных имиджмейкеров, продолжает автор.
Почему? - удивляется он. И сам же отвечает: придется оспорить мнение, будто интернет - гарантия ответственности за содеянное. Напротив, газеты в эпоху интернета терпят убытки, им все труднее "финансировать работу зарубежных корреспондентов в странах типа Венгрии, России и Казахстана".
В медийной сфере увеличивается неравенство сил в пользу правительств и корпораций. "Растущий слой пиарщиков снабжает материалами все более малочисленных репортеров, охотно заполняющих пустые места на полосах первыми попавшимися дутыми дифирамбами", - заключает автор.
Правда, на смену редакциям приходят блоги и интернет-издания. Но, по мнению Коэна, их критика - всего лишь "уколы" по сравнению с "ударами дубиной" масс-медиа XX века. А пиарщики, располагающие ресурсами олигарха или целого государства, могут держать критику "в карантине".
Автор статьи рекомендует читателям следовать простому правилу: "Если вы видите, что некий обозреватель или политик хвалит некую диктатуру, плутократа или корпорацию, лучше предположить, что он куплен, пока не докажет обратное".