29 апреля в Кремле состоялась первая почти за десятилетие российско-японская встреча на высшем уровне, на которой президент Путин и премьер Синдзо Абэ пытались найти приемлемый для обеих сторон способ поставить точку во Второй мировой войне, сообщает корреспондент Christian Science Monitor Фред Уэйр.
"Руководители двух стран согласились, что ситуация, при которой спустя 67 лет после окончания войны между Россией и Японией не заключен мирный договор, является ненормальной", - говорится в совместном заявлении по итогам встречи.
На сближение Москву и Токио толкает ряд обстоятельств, полагает автор комментария. Прежде всего, с момента катастрофы на АЭС в Фукусиме Япония все больше зависит от поставок российских энергоресурсов, в частности сжиженного природного газа. Москва, в свою очередь, стремится привлечь инвестиции и экспертов для развития обширных и богатых ресурсами, но малонаселенных сибирских и дальневосточных территорий, говорится в статье. Кроме того, Япония пытается отвлечь Москву от развивающегося сотрудничества с Китаем - у Токио с Пекином складываются все более напряженные отношения.
Однако на пути прорыва в российско-японских отношениях остается труднопреодолимое препятствие: территориальный спор из-за Курильских островов, без разрешения которого заключение мирного договора не представляется возможным, пишет журналист.
Четыре острова Курильской гряды были оккупированы советской армией под занавес Второй мировой войны, напоминает Уэйр. Компромисс наметился в 1956 году, когда Никита Хрущев предложил вернуть Японии два южных острова, Шикотан и Хабомаи, а японская сторона согласилась признать свои претензии на оставшиеся острова необоснованными. Договор так и не был заключен, и с тех пор позиция официальной Москвы претерпевала кардинальные изменения: от полного отрицания самого спора при Брежневе до ельцинского обещания решить вопрос с Курилами до конца своего второго президентского срока в 2000 году.
Не так давно, продолжает автор, "Путин заинтриговал наблюдателей, заявив, что спор может быть улажен при помощи "хикиваке" - дзюдоистского термина, означающего "ничью". Эксперты считают, что российский лидер склоняется к варианту 1956 года.
Как бы то ни было, в настоящее время взгляды Москвы устремлены ни к Японии, а к Китаю. "Китайское лобби очень сильно, и те, кто полагает, что Япония может быть для нас лучшим партнером, пребывают в изоляции, - приводит Уэйр в заключение слова международного обозревателя газеты "Коммерсант" Сергея Строканя. - Визит Абэ был положительным и полезным для обеих стран, но не похоже, что он кардинально изменит ситуацию".