Разоблачитель АНБ Эдвард Сноуден, с прошлого года проживающий в Москве, снова появился на страницах американских СМИ. Источники в Вашингтоне говорят, что он ищет пути для возвращения на родину, а бывший директор ЦРУ сравнивает его с "канарейкой в угольной шахте".
Прошлым летом Сноуден нанял известного вашингтонского адвоката, чтобы тот помог ему заключить сделку с американским правосудием и вернуться в Америку, избежав значительного тюремного срока, сообщает The New York Times.
Речь идет о Плато Качерисе, специалисте по защите обвиняемых в шпионаже, который, в частности, отстаивал права Олдриджа Эймса и Роберта Ханссена. По свидетельству источников The New York Times, ощутимых результатов его вмешательство в дело Сноудена пока не принесло: спустя год переговоры все еще находятся "на начальной стадии".
Качерис отказался комментировать эту информацию. Другой адвокат Сноудена, Бен Уизнер подтвердил, что его клиент хотел бы вернуться в США, и указал на его заслуги в деле "возрождения демократического контроля над разведсообществом". Из слов Уизнера The New York Times делает вывод, что Сноуден рассчитывает избежать уголовного преследования. С идеей заключения сделки между Сноуденом и американским следствием в декабре минувшего года выступал Ричард Леджетт, ныне занимающий пост заместителя директора АНБ. Он предложил бывшему коллеге вернуть то, что он еще не успел обнародовать. Даже если у Сноудена не осталось в запасе никаких секретных документов, он мог бы принести пользу АНБ хотя бы тем, что открыл, какие именно файлы он похитил, добавляет издание.
Генерал Майкл Хейден, бывший директор ЦРУ и АНБ, в статье для The Washington Times, высказывает мнение, что Сноуден - "этот невероятно наивный, безнадежно влюбленный в себя и невыносимо заносчивый перебежчик" - в определенном смысле оказал американскому разведывательному сообществу услугу, выступив "канарейкой в угольной шахте".
По его мнению, сегодня разведчикам приходится действовать в трудных условиях: общество постоянно требует от них все большей и большей прозрачности. "Если мы собираемся в будущем заниматься шпионажем, нам придется внести некоторые изменения в отношения разведки и общества, которому она служит", - пишет Хейден.
Поскольку "секретность является обязательным компонентом" шпионажа, в американской разведке возобладало "благородное" мнение, что негативное следствие открытости перед обществом ("снижение эффективности") перевешивает плюсы ("легитимность, поддержка, понимание"), продолжает Хейден. Однако при этом разведсообщество США утрачивает контроль над утечками. "Другими словами, - говорится в статье, - американская разведка уже несет 70-80-90% операционных издержек, связанных с выносом сора из избы, но при этом по-прежнему лишает себя шанса получить выгоду от убедительного, по-настоящему полного описания того, что на самом деле происходит. В результате американская разведка теряет и в эффективности, и в легитимности".
Упреждая возможные возражения своих коллег, Хейден перечисляет несколько минусов движения в обозначенном направлении, особенно если "делать это по-глупому". В заключение он призывает к диалогу по затронутой теме.