В США образовалось два лагеря, которые спорят между собою о том, как следует поступить с Саддамом Хусейном. Один лагерь не видит других вариантов, кроме войны, и считает, что лучше начать ее в одиночку, чем создавать коалиции, осуществлять военные инспекции и оттягивать начало удара.
Другая сторона не возражает против военных действий, но настаивает на создании широкого международного альянса. А для этого необходимо дать инспекторам еще один шанс.
Таким образом выбор делается не между односторонними военными действиями и бездействием. Никто не спорит о том, представляет ли Хусейн угрозу. Вопрос состоит в следующем: как его остановить?
На этой неделе два высокопоставленных представителя администрации сделали резкие заявления о необходимости войны, в крайнем случае ? без союзников.
В понедельник вице-президент Чейни на собрании организации "Ветераны зарубежных войн" детально обосновал необходимость начала военных действий. Точнее говоря, он один за другим опроверг доводы тех, кто выступает против войны.
Чейни обратил особое внимание на бессмысленность возобновления инспекций в Ираке. "Вы будете правы, если усомнитесь в том, что можно вернуть в Ирак инспекторов и успокоиться, - сказал он. - Саддам прекрасно умеет изворачиваться. Он очень искусно врет".
Про словам Чейни, инспекции опасны потому, что "могут породить чувство самоуспокоенности. В результате все могут решить, что Хуссейн "сдался". На самом деле он будет продолжать проводить в жизнь свои тайные планы".
Во вторник министр обороны Доналд Рамсфельд заявил, что администрация не будет ждать поддержки союзников и готова начать войну без них. "Не так важно добиться единодушия. Важнее принять правильное решение и действовать верно. Даже в том случае, если в начале мы будем чувствовать себя одиноко, - заявил Рамсферд на собрании Первой дивизии морской пехоты, - но будем двигаться в правильном направлении, то со временем у нас появятся сторонники и союзники".
Порой бывает полезно найти сторонников и союзников заранее. Именно об этом на этой неделе написали в своих концептуальных статьях Джеймс Бейкер Ш, госсекретарь администрации Буша-отца, и Ричард Холбрук, бывший при Клинтоне послом США в ООН. Ни одного из них нельзя назвать мягким человеком. Бэйкер сказал, что "единственным реальным способом сменить режим в Ираке является применение военной силы".
Статья Бэйкера появилась в New York Times еще в прошлое воскресенье, но в ней он как будто бы заранее ответил Чейни и Рамсфельду. "Мы должны приложить все усилия, чтобы не делать это в одиночку, - указал Бэйкер. - Президенту не следует прислушиваться к советам тех, кто призывает его начинать войну без союзников. В этом случае цена этой войны во всех отношениях будет гораздо выше. Выше будут и политические риски, как внутри страны, так и за рубежом".
Бэйкер высказался в поддержку резолюции Совета Безопасности ООН, которая требует, чтобы "Ирак согласился на скрупулезные инспекции в любом месте и в любое время, без каких-либо исключений, любыми методами". Если такая резолюция будет принята, США "получат больше моральных оснований" для начала войны.
Бэйкер как будто бы заранее ознакомился с текстом выступления Чейни. Он очень конкретно ответил тем, "кто будет утверждать, что в этом случае Саддам Хусейн сможет выкрутиться, что он может согласиться, а потом начать "изворачиваться", как он делал в прошлом".
"Как только он прибегнет в таким методам, нам придется сделать все возможное, чтобы сменить режим", - заявил Бэйкер.
Холбрук выступил на страницах Washington Post. Он тоже поддержал новую резолюцию ООН, призывающую к "неожиданным инспекциям в любом месте в любое время" и заявил, что "кампанию против Саддама нельзя проводить без союзников".
Практические соображения могут заставить Буша принять точку зрения Холбрука. Многие советники президента уже это сделали. В этом случае американцы могли бы перетянуть на свою сторону сомневающихся европейцев и неуверенных американцев. Позиция достаточно воинственных Бэйкера-Холбрука представляется более умеренной, чем жесткая линия Чейни-Рамсфельда.
Те, кто выступает против новой резолюции ООН, боятся, что это даст противникам войны - России, Китаю, возможно также Франции и Германии - возможность вставить палки в колеса кампании против Хусейна. Чтобы избежать этого, необходимо заранее договориться о том, что в случае, если Саддам начнет мешать работе инспекций, будут приняты жесткие меры. Если мы решим послать инспекции, а Саддам этому воспротивится, у администрации будет гораздо больше оснований начинать войну. В противном случае столь весомых аргументов для удара может не появиться.