Это не было честно, не было корректно, но избирательная комиссия разрешила воспользоваться преимуществом: хотя высокопоставленные должностные лица в России не имеют права участвовать в чьей-либо избирательной кампании, но, если речь идет о президенте, то для него делается исключение.
Таким образом глава Кремля Владимир Путин в конце недели вместе с Алу Алхановым появился на могиле погибшего в мае в результате теракта чеченского президента Ахмада Кадырова - эффектная реклама. Вместе с его сыном Рамзаном они положили цветы, российское телевидение дало подробный отчет, после чего все окончательно поняли, кого Кремль прочит в наследники Кадырову.
Никто не сомневался в успехе генерала милиции Алханова уже в первом туре выборов, который состоялся вчера. Слишком массированной была поддержка Кремля, слишком слабыми были шесть конкурентов, которые в своем большинстве выставили свои кандидатуры, скорее всего, для создания псевдодемократической видимости.
На всякий случай все чеченские районные администрации получили указание, что Алханов на выборах должен набрать не менее 60-70% голосов. В противном случае местным чиновникам грозило увольнение, сообщали российские средства массовой информации.
То, что производит чудовищное впечатление, является всего-навсего продолжением испытанного уже в прошлом году метода, благодаря которому тогда пост президента занял Кадыров. Кроме того, единственный кандидат на должность чеченского президента, который мог представлять опасность для Алханова, проживающий в Москве чеченский бизнесмен Малик Сайдуллаев, проверенным способом был отстранен от президентской гонки.
Его заявление о том, что он, став президентом, сразу бы начал переговоры с воюющими мятежниками, заставило Кремль бить во все колокола. Чеченская избирательная комиссия объявила его паспорт, выданный российскими органами, недействительным и даже не внесла его в список кандидатов.
Тем самым был расчищен путь для Алу Алханова. Генерал-майор российской милиции и министр внутренних дел в верном Москве правительстве в Грозном родился в 1957 году в Казахстане, куда Сталин в 1944 году выслал всех чеченцев. Он закончил Московскую академию Министерства внутренних дел, получил генеральные погоны еще из рук своего убитого предшественника Ахмада Кадырова.
Он никогда не устает уверять, что собирается продолжать его политику. "Не будет никаких принципиальных отличий от политики Ахмада Кадырова", - озвучил он самый важный пункт своей программы. Ведь он всегда был рядом с ним. Все же Алханов существенно отличается от Кадырова. Кадыров прошел непростой путь от религиозного лидера и сторонника мятежников до верного Москве наместника. Однако даже в этой роли он не всегда был для Кремля предсказуемым.
Алханов, который маленькими усами пытается придать вес своему бледному облику, напротив, с самого начала был лояльным по отношению к Москве. Уже в 1991 году он выступил против стремления к независимости тогдашнего чеченского президента Джохара Дудаева. Официальная пропагандистская машина за его сражения с мятежниками еще в 1996 году объявила Алханова героем.
В то время как Кадыров поддерживал попытку обуздать конфликт путем его чеченизации - через борьбу чеченцев против чеченцев - с появлением Алханова наметился отказ от этой политики. Одновременно генерал милиции получил задание удерживать в рамках ставшего слишком сильным и независимым сына Кадырова Рамзана, вице-премьера и командующего президентской гвардией. Конфликт внутри руководства в Грозном - это только вопрос времени.
Послушный Алханов - это продолжение попыток Путина навязать чеченцам президента, которого они не выбирали и поэтому не признают. Глава Кремля пытается внушить внешнему миру, что дело в Чечне движется к политическому решению. Но при этом он делает ставку на структурный компонент, нестабильность которого уже неоднократно подтверждалась. Даже бравый генерал милиции Алханов вряд ли сможет предотвратить очередную неудачу.