За время своего политического правления Борис Ельцин породил множество символических образов, которые надолго засели в памяти людей. Вереница этих образов тянется от покачивающегося, не твердого на ногах российского президента до картин 15-летней давности, на которых тот же Борис Ельцин стоит на советском танке. Однако самым ярким в памяти остается обращение к сепаратистки настроенным лидерам тогда уже бывших советских республик: "Берите столько суверенитета, сколько сможете проглотить". В эти дни и недели почти все государства - наследники распавшегося Советского Союза - празднуют 15-летие независимости. Однако столько суверенитета, сколько они смогли бы проглотить, они все равно не взяли.
Эффективно сделать это получилось только у трех стран Балтии, которые в свое время сильнее всего бились в цепях советской власти. Этой осенью Латвия примет у себя саммит НАТО, весьма наглядно демонстрируя независимость от Москвы, за которую многие другие все еще сражаются. Грузия, которая среди них является, наверное, наиболее боевитой, изо всех сил стремится примкнуть к западному сообществу: стать членом ЕС и вступить в НАТО. Однако на это у нее не хватает мощи - России держит и тянет везде, где только может. При этом держава идет против самого духа суверенитета, о котором страна не устает повторять. Запрет на ввоз грузинских вин, а также ужесточение газовой политики стали символами экономической зависимости, из которой Грузии без помощи Запада не выбраться. А под личиной миротворческого контингента, размещенного в Южной Осетии, российские военные до сих пор остаются на грузинской территории.
И в других государствах на постсоветском пространстве речи не идет о настоящей независимости. Да, такие страны, как Киргизия, Азербайджан, Узбекистан или Казахстан, противясь воле Москвы, объединяются в свои собственные союзы, например, с США или Китаем. Однако все это остается на уровне решений, принимаемых небольшой политической кликой, находящейся у власти. В то же время миллионы людей остаются глубоко зависимыми от ежедневных капризов руководящих ими деспотов.
При этом еще год назад теплилась надежда на создание свободного общества на постсоветском пространстве, когда киргизский президент Акаев был изгнан из страны. Многие даже верили в некий эффект домино, в то, что авторитарные режимы опрокинутся один за другим. Однако костяшки домино устояли. Это произошло еще и потому, что отсутствуют демократические корни: люди не понимают, что народ может сам определять курс своей страны.
Что касается России, которая вышла из полосы экономического бедствия и выступает на мировой арене более уверенно, чем когда-либо со времен обретения независимости, и она не является примером чудесного превращения. В России существует много свобод, но Москва еще туже, чем раньше, натягивает помочи. Президент Путин захотел вернуть былую силу государства - и ему удалось достичь всесилия государства. Нет настоящей конкуренции между партиями, телевидение под нажимом стало совсем ручным, а важнейшие газеты находятся под контролем Кремля. Таким образом, "великому народу" грозит опасность снова оказаться в зависимости от дозированного государством объема информации - зависимости, из которой он так стремился вырваться 15 лет назад.
Многие опасаются такого же развития событий на Украине. Назначение новым премьером Виктора Януковича стало символом краха "оранжевых" надежд на расцвет. Именно Украина упорно шла по пути достижения своей внутренней и внешней независимости, которая существовала только на бумаге. Революция двухлетней давности была чем-то более глобальным, чем начало смены политического курса. В ней нашло свое выражение настойчивое стремление всего народа освободиться от ига уступчивого режима и самостоятельно решать судьбу своей страны. Куда это приведет, до сих пор неясно. Очевидно одно: этот путь нельзя пройти против воли народа. Ничто так ярко не отражает свободу выбора, как тот факт, что большинство украинцев хотят видеть свою страну в составе ЕС и не хотят - в НАТО.
Для Молдавии и Грузии, которые входят в число самых бедных стран Европы, их пусть формальная, но все-таки независимость должна когда-нибудь принести свои плоды. Уже сейчас в этих странах созданы правовые системы, ориентированные на западные аналоги. До благосостояния населения там еще далеко, и пройдет еще много времени, поскольку эти страны зависят от российского рынка, а западный для них пока закрыт. Но это не может продолжаться вечно, и задача ЕС - помочь этим странам. Перспективы членства в ЕС пока не существует, однако ЕС должен оказать поддержку демократиям в бывших советских республиках по максимуму. А Москва должна научиться уважать это. В таком случае празднества, посвященные Дню независимости, через десять лет станут более пышными, чем в этом году.