Палестинцы сектора Газа, задыхающиеся от полной блокады, не припомнят худших времен
14 июня "Хамас" выдворил из Газы войска палестинского президента Махмуда Аббаса. Началась полная блокада сектора. Сюда не попадает ни кирпича, ни винтика, ни туалетной бумаги, ни мыла. Ничего. Только продукты, и то в ограниченном количестве. "Даже некоторые сорта сыра запрещены", - жалуется Абу Хади, хозяин супермаркета. Праздношатающиеся мужчины повсюду убивают время между чаем и кофе. Отчаяние усиливается. Местные жители утверждают, что не припомнят худших времен. А они очень многое пережили. Но блокада еще не исчерпала свой разрушительный потенциал. Гетто Газы загнивает.
Погибшие от израильских бомбежек и артобстрелов с июня исчисляются десятками. Только вчера от взрыва снаряда погибли трое детей 9, 10 и 12 лет из одной семьи в северной части сектора. Не думают палестинцы из Газы и о политических заявлениях и предстоящей осенью конференции под покровительством Вашингтона, призванной найти решение конфликта. Об этом даже не говорят. Их беспокоит, что будет через месяц, когда, по подсчетам, кризис снабжения достигнет пика.
Работники, продолжающие получать зарплату, не приходят на работу из-за запрета президента Аббаса, на Западном берегу Иордана рьяно поддерживающего блокаду исламистов. Смрад распространяется по многим уголкам палестинской территории. Мусорщики забастовали несколько недель назад, а волонтеры из "Хамаса" не справляются. Многие перекрестки завалены отходами. Газа похожа на печь. После четырехдневного отключения электричества уныние распространяется повсюду.
Исламистское руководство убеждено, что блокада Газы дорого дастся ее организаторам. "Мы не отступим ни на шаг. Палестинцы знают, что, если придется голодать, мы будем голодать вместе с ними", - предупреждает Мухаммед Шихаб, депутат от "Хамаса". Правительство Исмаила Хании, лишенное всех средств и изолированное, тем не менее, предприняло определенные меры, призванные обеспечить относительную безопасность: выдвинуло требование получать разрешение на проведение демонстраций, разрешило женщинам работать в полиции. "Мы реабилитируем судебную систему", - обещает Шихаб в условиях панического бегства судей, которым Аббас запрещает работать.
Все сходятся в очевидном мнении. Безопасность в секторе, несмотря на некоторые злоупотребления полиции исламистского правительства, практически полная. Ни людей в масках, ни боевиков, ни головорезов. На улицах нет вооруженных людей. "Хамас", лишенный соперников, вместо того чтобы спровоцировать беспорядки, навел порядок. Это его единственное достижение. Других улучшений нет. "Это худшие дни в моей жизни", - уверяет 48-летний Саид Закут, до 2000 года работавший на израильской фабрике. "Даже когда израильтяне были в Газе, не было так плохо", - отмечает Абу Хади.
95% строительных проектов заморожено. 85% предприятий прекратили работу, уволив 70000 рабочих при населении 1,5 млн жителей (это один из районов мира с наибольшей плотностью населения), более половины из которых - дети. Нет сырья для работы. "Многие магазины до сих пор работают, хотя продажи сократились на 50%, в некоторых случаях - на 80%. Зачем закрываться? Чтобы сидеть дома? - сокрушенно говорит 32-летний Ялед аль-Ятиб, хозяин магазина-мастерской, и добавляет: - Блокада продлится еще несколько месяцев, но, в конце концов, давление со стороны народа заставит "Хамас" и "Фатх" сесть за стол переговоров. Другого выхода нет".
Тем временем тысячи людей начинают тратить свои скудные сбережения. Супермаркеты прочесывают свои склады. "Да, прилавки полны, но многие продукты - уже залежавшиеся, их никто не хочет покупать. Они лежат на полках, чтобы создавать видимость. У нас с июня не было поставок, - рассказывает Абу Хади, показывая свои тетради с бухгалтерией супермаркета. - Я должен продавать своим клиентам в кредит. Но поставщики требуют, чтобы я платил по контракту". И издевательством выглядит то, что цены, рассчитанные на людей с зарплатой в 300 евро, такие же, как в Израиле, если не выше.
Нет способов борьбы с дефицитом продуктов в условиях, когда таможня в Карни не функционирует нормально. Только через нее возможен ввоз контейнеров, жизненно важный для выживания сектора Газа. Она никогда не использовала свою пропускную способность полностью с тех пор, как в ноябре 2005 года Израиль и Палестинская автономия при посредничестве Вашингтона подписали соглашения, регулирующие деятельность пропускных пунктов. Теперь Аббас запрещает сотрудникам Карни выходить на работу, требуя, чтобы работой таможни руководил какой-либо международный орган. Чтоб правительству Хании было пусто. "Это похоже на развод. "Хамас" и "Фатх" развелись, а дети расплачиваются за это", - говорит аль-Ятиб.
В агентстве ООН по помощи беженцам (UNRWA), играющем ключевую роль в поддержке миллиона человек, бьют тревогу. "Израильтяне и правительство президента Аббаса непрестанно твердят, что гуманитарная помощь поступает через другие контрольно-пропускные пункты. Чушь. Крупные контейнеры могут пройти только через Карни. Все остальное - пустые разговоры", - утверждает высокопоставленный чиновник международной организации.
Тем временем тысячи человек ждут возможности уехать в Египет. Из них два десятка с июня умерли в ожидании. КПП Рафах на границе с Египтом - клапан для поездок за границу - все так же опечатан. Молодые люди уже переходят границу в поисках работы. Израильские солдаты убили некоторых из них при попытке выйти из сектора Газа. Только некоторым счастливчикам со связями это удалось. Тысячи других мечтают об этом.
Серьезная опасность для Аббаса
Создается впечатление, что Махмуд Аббас спокоен, однако его положение весьма сомнительно. Конечно, он подвергается такому давлению уже многие месяцы. Но 72-летний президент ни на йоту не обладает харизмой Ясира Арафата; его партия "Фатх" - образец недисциплинированности и рассадник множества коррумпированных лидеров; "Хамас" - господин и повелитель в секторе Газа, а израильское правительство ничего не делает, чтобы облегчить условия жизни 2,5 млн палестинцев на Западном берегу реки Иордан, что было бы, пожалуй, единственным выходом для Аббаса. Вдобавок, его поддержка блокады Газы - весьма щекотливая игра, полная опасностей. Многие ненавидят "Хамас", но также с отвращением относятся к идее единоличного возвращения "Фатха" к власти.
Мусба - самый ярый сторонник светской партии. Предположительно, он поддерживал Арафата и голосовал за Аббаса. "С этим покончено. То, что делает президент, поддерживая блокаду, неприемлемо. Больше я за него не буду голосовать", - говорит этот горячий критик "Хамаса", имея в виду тот факт, что Аббас запретил госслужащим в Газе выходить на работу, что привело к практически полному закрытию границ. За изоляцию правительства Исмаила Хании своей плотью и кровью платят 1,5 млн беженцев и уроженцев сектора Газа. Несмотря на это, фундаменталистское движение стоит на своем. "Мы постепенно подогреваем ситуацию, мы показали, что умеем терпеть, - говорит один из основателей "Хамаса", Мухаммед Шихаб. - Народ поймет, что президент и "Фатх" действуют вопреки палестинским интересам. Это вопрос времени. Мы не прекратим работу в политической и социальной сфере. Скоро мы уберем мусор и на Западном берегу. Он падет, как карточный домик, потому что руководство в Рамаллахе не имеет народной поддержки".