На этот раз Муктада ас-Садр, самый популярный среди иракских шиитов мятежный священнослужитель, похоже, потерпел поражение: вынужденный обратиться с воззванием к своим мощным милиционным формированиям после столкновений, заливших кровью священный город Кербела, он провозгласил прекращение любой военной деятельности на предстоящие шесть месяцев. Торжественность этого заявления, переданного вчера в коммюнике в Неджефе - цитадели высшего шиитского иракского духовенства, соизмерима с ущербом, который был нанесен имиджу ас-Садра рейдами "головорезов, внедренных" в "Армию Махди", от которых молодой религиозный лидер намерен очистить ряды своей группировки.
Действительно, осквернение священного города Кербела перестрелками между соперничающими шиитскими группировками - и это в то время, как множество паломников направлялись к священным местам, чтобы торжественно отметить день рождения 12-го имама, чье чудесное появление должно стать предзнаменованием конца света, - вызвало панику и негодование именно среди сторонников лидера, что могло негативно отразиться на его авторитете.
Если американское командование в Багдаде было одним из первых, кто порадовался вчера неожиданному уходу со сцены ас-Садра, который через своего пресс-секретаря Ахмада аш-Шаибани заявил, что будут прекращены в том числе и действия "против оккупантов" (еще несколько месяцев назад Пентагон называл "Армию Махди" самой большой угрозой миру в Ираке), то в неджефском воззвании говорится, что "целью временного прекращения операции является не роспуск милиционных формирований, а их реорганизация и искоренение недисциплинированных групп". Специальное расследование должно установить, кто несет ответственность за столкновения, в результате которых погибли, по меньшей мере, 52 человека и 206 получили ранения. Причиной неожиданного столкновения между шиитскими формированиями (подразделениями "Армии Махди", с одной стороны, и сторонниками исламистских партий, находящихся у власти, - Высшим советом исламской революции в Ираке и "Аль-Дауа" - с другой) стал контроль над шиитскими провинциями юга, а также над гробницей имама Хусейна в Кербеле, куда паломники приносят миллионные приношения и контроль над которой обеспечивает непререкаемый авторитет.
Поздним вечером город казался пустынным, не было видно ни паломников, ни бандитов, а тем временем премьер-министр Нури аль-Малики, пришедший к власти в 2006 году благодаря голосам сторонников ас-Садра, посещал места боев и возлагал вину на "некоторых ностальгирующих по баасистскому режиму Саддама Хусейна".
По мнению Белого дома, временный уход шиитского священнослужителя является многообещающим поворотом: он уже отнесен администрацией к разряду "положительных результатов" новой американской стратегии, отчет о применении которой командующий американскими войсками в Ираке генерал Петрэус и посол в Багдаде Крокер готовятся представить Конгрессу США в середине сентября. По мнению Washington Post, президент Буш, который надеется на то, что сумеет блокировать требования о выводе войск, потребует выделения еще 50 млрд долларов на военные операции. И это помимо 460 млрд, предусмотренных на нужды министерства обороны в 2008 году, и других 147 млрд на ведение операций в Ираке и Афганистане. Пентагон демонстрирует оптимизм: маловероятно, говорят военные, что Конгресс откажет в средствах, необходимых для проведения контрнаступления, именно тогда, когда такой уважаемый генерал, каким является Петрэус, будет аргументированно говорить о том, что необходимо время для закрепления достигнутых результатов. Начиная с неожиданного решения ас-Садра.