Людей, которые больше всего нужны России, убивают одного за другим, пишет на страницах Foreign Policy журналистка Анна Немцова. Она перечисляет тех, кто погиб за последние два года: Станислав Маркелов, Анастасия Бабурова, Наталья Эстемирова, Макшарип Аушев. В июне список пополнился - в Махачкале был убит ректор Института теологии и международных отношений Максуд Садиков.
"Этих людей объединяло то, что они бескомпромиссно освещали нарушения прав человека в своей стране. Они отлично понимали, что лежит в основе нарастающих социальных проблем", - пишет автор.
Садиков был реформатором и миротворцем, отмечает Немцова. Он старался повысить уровень исламского теологического образования в России, чтобы тысячи российских мусульман не уезжали учиться в другие страны, где исламское образование бесплатное, но имеет привкус фундаментализма.
По данным журнала, к Садикову с одинаковым почтением относились Москва, власти Дагестана и полиция, суфийская и салафитская общины. "Он был ключевой фигурой на мирных переговорах между религиозными сектами, которые в Дагестане фактически находятся в состоянии войны. В республике мусульман втянули в антикремлевскую террористическую кампанию, которая давно охватила соседние Чечню и Ингушетию", - говорится в статье.
Новое руководство института полагает, что без Садикова реформы прервутся. "Кто захочет ради реформ рисковать жизнью? Такие рассуждения распространились чересчур широко", - отмечает Немцова. По ее словам, лишь немногие студенты журфака МГУ сейчас хотят заниматься журналистскими расследованиями.
С начала 2010 года на Кавказе были убиты 13 религиозных или общественных лидеров, включая Садикова. "Садиков предвидел нарастающую катастрофу на Кавказе; к сожалению, в ответ на его предостережения мало что было предпринято", - пишет автор. Немцова вспоминает о своей встрече с Садиковым в прошлом году. После конференции местных чиновников он сказал: "Пока мы заняты произнесением речей, наша молодежь уходит в лес на тайную партизанскую войну".
"Садикова убил кто-то, не желавший, чтобы дагестанские мусульмане объединились. Садиков выступал против того, чтобы полиция похищала или пытала мусульман, даже если они не суфии", - сказала правозащитница Гульнара Рустамова, защищающая права салафитов в Дагестане.
"Мне очень не хватало умиротворяющего присутствия Садикова этим летом, когда я побывала в селе Советское в Дербентском районе Дагестана", - пишет Немцова. Вскоре после начала проповеди в мечети, где собралось около 100 молодых салафитов, "полицейские вошли в мечеть, одетые в форму и в грязной обуви, и потребовали, чтобы верующие сели в автобусы, припаркованные снаружи. Спустя полчаса местное отделение полиции огласилось криками: всех задержанных в мечети мужчин, в том числе 15-летнего школьника, избили, бороды им сбрили, некоторым - частично, оставив полбороды". Немцова вспомнила, что Садиков остерегал от избиений или унижения верующих. "Мы не должны собственными руками выталкивать верующих-салафитов из общества".