Авиакомпаниям свойственна осторожность: они не спешат доверять новоявленным производителям самолетов, когда речь идет о мультимиллиардных заказах и жизни пассажиров, отмечает The New York Times. В этом контексте российской компании "Сухой" приходится нелегко. "В июне, когда она поставила "Аэрофлоту" первый из своих широко разрекламированных новых авиалайнеров "Суперджет" на 100 мест, у самолета немедленно сломалось одно из устройств, обеспечивающих безопасность, и компания была вынуждена прекратить полеты лайнера", - пишет журналист Эндрю И. Крамер.
"Самолет починили, и теперь он снова летает. Но этот ляп иллюстрирует, как трудно будет "Сухому" убедить западные авиакомпании закупать самолеты у российской госкомпании", - говорится в статье. Российская авиапромышленность давно страдает от проблем с безопасностью полетов. "Поэтому она практически неспособна продавать самолеты в странах за пределами бывшего СССР, если не считать Ирана, Кубы и некоторых африканских государств", - пишет газета.
Как бы то ни было, "Сухой" возлагает большие надежды на "Суперджет-100". "Это первая со времен распада СССР абсолютно новая модель российского гражданского самолета", - пишет газета. Цена - 31,7 млн долларов - примерно на треть ниже, чем у аналогичных моделей Embraer и Bombardier. Пассажирский салон просторный, освещение не режет глаза, двигатели не грохочут.
"Сухой" ведет переговоры о продаже этих самолетов американским авиакомпаниям Delta Air Lines, SkyWest и другим западным авиаперевозчикам. Компания надеется в ближайшие 20 лет продать 800 "Суперджетов", - говорится в статье. Заключена сделка о поставке 15 самолетов мексиканской Interjet, всего поступили заказы на 176 самолетов.
"Сухой" делает упор не на сибирском происхождении самолета, которое может ассоциироваться с лишениями или катастрофами, а на том факте, что двигатели и электроника разработаны совместно с французскими и итальянскими партнерами.
Пресс-секретарь авиакомпании Ryanair Стивен Макнамара сказал, что его компания без предвзятости отнесется к российскому самолету, если он соответствует стандартам ЕС. Большинству пассажиров неважно, на каких самолетах летать, пояснил он. Правда, Ryanair не устраивает, что на "Суперджете" слишком мало пассажирских мест для его маршрутов.
25% совместного предприятия, которое производит "Суперджеты", владеет Alenia Aeronautica, подразделение итальянского концерна Finmeccanica. Она способствует маркетингу самолета во многих странах через свой филиал SuperJet International. На "Суперджете" установлена электроника, произведенная французской Thales. Самолет получил сертификат на полеты в бывших республиках СССР и ждет сертификата ЕС.
"С такой же проблемой, как наша, поначалу сталкивались японские производители автомобилей. Но когда люди увидят, что наш самолет летает, их мнение изменится", - заметил Джакомо Перфетто, пиар-директор SuperJet International.