В то время как президент Владимир Путин призывает в Татарстане к религиозной терпимости, террористка-смертница убивает одного из ведущих духовных лидеров Дагестана шейха Саида Афанди. Этнический конфликт в регионе нарастает, констатирует постоянный автор Sueddeutsche Zeitung Франк Нингуйзен.
Вместе с шейхом в результате взрыва погибли еще 6 человек, находившихся в этот момент в его доме. О том, каким авторитетом он пользовался в регионе, свидетельствует число людей, собравшихся на церемонии погребения. "Он считался духовным лидером, придерживающимся умеренной позиции, посредником между различными течениями в исламе". В этом он походил на чудом избежавшего недавно смерти верховного муфтия Татарстана, замечает автор.
"Теракт демонстрирует, насколько Москве тяжело возвращать к мирной жизни беспокойный Кавказский регион, - отмечает комментатор. - Ни одной недели не проходит без сообщений об убитых и раненых, о перестрелках и терактах". В регионе, стоящем на пороге гражданской войны, непросто провести черту между конфликтующими фронтами, уверен Нингуйзен. Так, уже в день теракта в российских СМИ стали появляться версии о том, что за преступлением могут стоять не только экстремисты-ваххабиты, но и провокация спецслужб.
"Многие на Кавказе утратили веру в государство, в его учреждения и их помощь. Борьба за власть между кланами, коррупция и произвол в рядах правоохранительных органов все чаще толкают в руки радикальных исламистов прежде всего молодежь", - пишет немецкий журналист.
А главы кавказских республик заняты тем, что доказывают друг другу, кто "круче". Неоднозначную роль в это соперничестве играет глава Чеченской республики Рамзан Кадыров, который недавно упрекнул своего ингушского коллегу Евкурова в том, что тот не может уследить за порядком в собственной республике. "Этническая напряженность в многонациональном регионе лишь усиливает подобное соперничество. (...) Это касается и Чечни, которая, несмотря на кадыровский авторитаризм, никак не может вернуться к мирной жизни".