Журналист Foreign Policy Рейд Стэндиш сообщает, что Ислам Каримов, первый и единственный президент Узбекистана, может быть, мертв, а может быть, и нет: по данным сайта Fergana News, он скончался от инсульта, однако российские новостные агентства, в том числе "Интерфакс" и государственное РИА "Новости" цитировали источники, по сообщениям которых, узбекский президент жив, но находится в больнице.
"Публичное признание в этом - первый подобный случай для скрытного и авторитарного узбекского правительства, которое часто уклонялось от слухов о слабом здоровье президента. Но госпитализация Каримова и возросшая вероятность передачи власти в Узбекистане происходят в тот момент, когда страна - и Центральная Азия как целое - стоит перед сложнейшими задачами в области экономики и безопасности в постсоветской истории", - пишет Стэндиш.
"Из-за ухода Каримова будут проигравшие, неважно, насколько гладко пройдет смена власти", - сказала Foreign Policy Эрика Марат, доцент Университета Национальной обороны США. "Без заранее оговоренных процедур передачи власти и при полном отсутствии опыта в проведении открытых выборов любой, кто придет к власти, поддержит тот же уровень политических репрессий или прибегнет даже к более жестким методам". Стэндиш уточняет, что Каримов, бывший партийный аппаратчик, превратил 31-миллионный Узбекистан в одно из самых репрессивных государств в мире.
"Проблема того, кто будет наследовать Каримову, которого воспринимают как отца-основателя бывшего Советского Узбекистана, в последние годы занимала видное место и временами даже выходила на публику. Гульнару Каримову - поп-звезду, модельера и дипломата, по совместительству старшую дочь президента - рассматривали как возможного преемника, но с тех пор она впала в немилость и сейчас содержится под домашним арестом в Ташкенте", - рассказывает журналист.
"Когда они избавились от Гульнары, они начали формировать план. Тот факт, что [болезнь Каримова] освещается, означает, что, скорее всего, уже решено, кто будет преемником", - прокомментировал Foreign Policy Лука Анчески, эксперт по Центральной Азии из Университета Глазго. "Они рассчитывают на преемственность. Сменится лидер, но режим вряд ли".
По мнению журналиста издания, перспектива политического перехода угрожает встряхнуть и без того шаткое положение Узбекистана: рецессия в России подкосила денежные поток от 2 млн работающих там узбеков, а экономическое замедление Китая снизило инвестиции в регион. "Наконец, существует призрак радикального ислама. При том, что политическая оппозиция давно сокрушена, экстремистские группы стали одним из немногих выходов для выражения недовольства режимом Каримова", - говорится в публикации. Автор уточняет, что "Исламское движение Узбекистана" принесло присягу Ракке после объявления о халифате "Исламского государства" (обе организации запрещены в РФ. - Прим. ред.) в июне 2014 года.
"Усиление репрессий, особенно в сфере религиозных свобод, приведет к росту количества людей, присоединяющихся к экстремистским группам", - рассказала Марат. "При отсутствии политического плюрализма религиозный экстремизм становится готовой политической силой, которая объединяет бесправные группы против правящего режима".
В четверг Узбекистан должен отпраздновать 25-летие независимости. "Учитывая, что судьба Каримова неизвестна, это может быть первое подобное празднество в истории страны, которое пройдет в отсутствие президента", - замечает Стэндиш.