Не так давно было время, когда публичные заявления первого человека из Кремля имели большое геополитическое значение. В ту эпоху мир казался разделенным между двумя сверхдержавами, поддерживающими то, что принято было называть двухполярным мировым порядком. Но во вторник, когда президент России Владимир Путин проводил пресс-конференцию по итогам года, он говорил как лидер проблемного государства регионального значения, переживающего демографический спад, только что названного "несвободной страной" правозащитной организацией Freedom House, напугавшего рынки капитала захватом нефтяных активов энергетического гиганта ЮКОС, униженного тем, что избиратели Украины отвергли ставленника Путина как будущего президента их страны.
Как и подобает местному хулигану, который привычно задирает слабых, но не хочет обижать крупных игроков на мировой арене, Путин отругал нескольких критиков Кремля, но похвалил президента Джорджа Буша как "очень порядочного и последовательного" человека. На фоне усиливающегося авторитаризма Путина, его презрения к законности и независимому гражданскому обществу, его жестокой войны против чеченцев похвала российского лидера в адрес Буша должна вызвать скорее настороженность, чем благодарность.
Путин защищал фиктивный аукцион по продаже нефтяных активов ЮКОСа, высказав шутливое предположение, что судья по делам о банкротстве из Хьюстона, выпустившая запретительное постановление по поводу аукциона, не знает даже, где находится Россия. Он напустился и на президента Польши Александра Квасьневского, стремившегося добиться мирного политического урегулирования конфликта, спровоцированного нечестными президентскими выборами, устроенными на Украине 21 ноября.
Путин отреагировал на высказывание Квасьневского "России будет лучше без Украины" заявлением, что польский президент выступает как человек, который ищет работу в связи с окончанием своего президентства. В подтексте заявления Путина содержалась мысль о том, что Квасьневский отстаивает интересы США в Европейском союзе и на Украине. Он недвусмысленно дал понять: если слова Квасьневского "России будет лучше без Украины" направлены на то, чтобы "ограничить способность России развивать отношения со своими соседями, они означают желание изолировать Российскую Федерацию".
Эти рассуждения о западном заговоре с целью изоляции России являются симптомом паранойи Путина. Они свидетельствуют о глубоком страхе перед тем, что Запад переманит бывшие советские республики, которые ветераны КГБ и армии, окружающие Путина, хотят удержать в российской сфере влияния. "Я не думаю, что это цель политики США", - заявил Путин на пресс-конференции, но сказал, что спросит об этом Буша, когда они встретятся в Словакии в феврале.
Буш должен объяснить Путину, что на Украине, в Чечне и на мировых рынках капитала Кремль изолирует себя сам.