Несколько мучительных лет Леся Гонгадзе ждала, когда украинские власти скажут ей, кто отрезал голову ее сыну Георгию, и позволят ей похоронить его изувеченное тело. Тщетно сидела она часами в морге, где до сих пор находится его обожженный кислотой труп, и терпела бессчетные допросы в прокуратуре, касающиеся работы Георгия в качестве репортера, который занимался расследованием коррупции на высшем уровне.
Однако с тех пор как Виктор Ющенко, лидер оппозиции, выиграл повторный тур президентских выборов на Украине, надежды на то, что убийцы ее сына будут отданы в руки правосудия, получили новый импульс. И один из основных подозреваемых - Леонид Кучма, готовящийся покинуть свою должность украинский президент.
Парламентская комиссия в июне обвинила его в том, что он был связан с убийством Гонгадзе, а бывший охранник обнародовал, по его словам, секретную запись, содержащую распоряжение Кучмы об убийстве.
"Они знают все ответы, - сказала Леся Гонгадзе Times. - Я измучена, я в отчаянии. Они - чудовища. Они хотят сжевать материнское сердце по кусочкам".
"Моего сына убили из-за политического беспорядка в нашей стране. Он был великим человеком, талантливым и свободным. Государство сделало его козлом отпущения, чтобы показать другим, что бывает со свободными людьми".
Убийство Гонгадзе - самый чудовищный и громкий из скандалов, омрачивших десятилетнее правление Кучмы в этой бывшей советской республике.
Оно вызвало в 2000 году волну массовых протестов против Кучмы, которые, как говорят аналитики, проложили путь "оранжевой революции" последних недель. Сейчас это может стать его крахом.
Будучи президентом, Кучма обладает иммунитетом от судебного преследования и хочет получить гарантии от своего преемника, что ни он, ни его родственники не будут привлечены к суду, когда он покинет этот пост.
Однако многие депутаты от оппозиции - и многие простые украинцы - по-прежнему хотят увидеть его на скамье подсудимых.
Ющенко говорил о четырех делах, расследованием которых он намерен заняться: убийство Гонгадзе, приватизация украинского металлургического предприятия по заниженной цене, фальсификация результатов голосования в прошлом месяце и отравление его самого диоксином.
"У меня моральное обязательство перед Гией, - говорил он во время избирательной кампании, называя Гонгадзе по его прозвищу. - Все виновные будут преследоваться по закону - не только в связи с этим делом, но и в связи с другими важными делами".
Евгений Марчук, бывший министр обороны, сказал на прошлой неделе, что дело Гонгадзе может быть завершено в течение шести месяцев, если выборы выиграет Ющенко.
Адвокат Гонгадзе Андрей Федур согласен с этим. Однако он говорит, что никакого прогресса в деле не будет, если Ющенко не снимет с должности генерального прокурора Святослава Пискуна.
"Ющенко должен выбрать нового генпрокурора, который будет нравственным, профессиональным и компетентным", - сказал он.
Пискун был уволен в октябре 2003 года в связи с обвинениями в коррупции, но в этом месяце Кучма восстановил его в должности.
Другая ключевая фигура в деле Гонгадзе - бывший майор госохраны Кучмы Николай Мельниченко, который обнародовал отрывки так называемой секретной записи президента.
На пленке записан голос, по мнению множества украинцев, принадлежащий Кучме, который разражается тирадой против Гонгадзе. "Я вам говорю, увезите его, вышвырните его, - говорит голос, - отдайте его чеченцам: увезите его, разденьте, оставьте без штанов, пусть он там сидит".
Гонгадзе был редактором новостей в газете "Украинская правда", где часто писали о коррупции в высших эшелонах власти. Кроме того, он побывал в США перед тем, как туда нанес визит Кучма в 1999 году, и организовал пресс-конференцию, на которой рассказал о нападках на свободную прессу на Украине.
По меньшей мере 11 журналистов погибли на Украине при подозрительных обстоятельствах за последние десять лет.
Мельниченко, который имеет статус политического беженца в США, пока предъявил только 10% от имеющихся у него 800 часов записи. Он пообещал предоставить остальные записи украинским властям, как только Кучма уйдет с поста президента.
Однако Леся Гонгадзе опасается, что даже при Ющенко журналисты еще не скоро смогут свободно работать, не боясь повторить судьбу ее сына.
Она сказала: "Старые люди все еще у власти. А воры есть воры и всегда останутся ворами. Ющенко должен избавиться от всех этих человеческих отбросов, если он хочет вылечить государство".
"Им наплевать на жизнь человека, на судьбу страны. Это кровожадные психопаты, помешанные на деньгах".