В результате цунами в Индийском океане утонули тысячи людей. Никто не знает, что чувствуют люди, когда тонут. Но физиологические процессы уже давно известны.
Пять стадий следуют одна за другой с фатальной последовательностью. Сначала страх перед погружением под воду рефлекторно заставляет вдохнуть максимум воздуха. Тем самым тело на определенное время еще обеспечивается кислородом. Когда нос и рот уходят под воду, все, умеет человек плавать или нет, автоматически задерживают дыхание. Повышение содержания двуокиси углерода в крови ведет к раздражению дыхательного центра, находящегося в мозгу.
Если концентрация двуокиси превышает определенное пороговое значение, то в следующей стадии безусловный рефлекс заставляет сделать вдох. Хочет человек этого или нет, легкие со всей силой пытаются заполниться воздухом. При этом вода - зачастую вперемешку с воздухом - попадает в бронхи. Это, в свою очередь, вызывает судорожные сокращения диафрагмы, в результате чего попавшая в органы дыхания вода, секрет из бронхов и воздух перемешиваются друг с другом. При этом образуется содержащая белок белая пена, которая через дыхательные пути поднимается вверх, вплоть до носоглотки.
Поскольку одновременно в мозгу все продолжает снижаться концентрация кислорода, тело начинает реагировать массированными судорогами: все мышцы начинают бесконтрольно дрожать. В этой стадии утопающий находится уже без сознания.
В пятой, последней фазе дыхание прекращается и сердце останавливается. В зависимости от того, тонет ли человек в пресной или соленой воде, продолжительность отдельных стадий меняется. В случае с морской водой - например, при цунами - в кровь быстро в больших концентрациях через легочные альвеолы попадают ионы кальция и магния. Это практически мгновенно ведет к остановке сердца. Если же в легкие попадает пресная пода, то через легочные капилляры она попадает в кровь и растворяет красные кровяные тельца. Выделяющийся при этом калий тоже ядовит для сердца. Сердечные волокна перестают сокращаться синхронно, происходит мерцание желудочков. Из-за этого опять же быстро падает концентрация кислорода в мозгу.
Даже в тропических водах и даже лучшие пловцы лишь ограниченное время могут находиться на плаву, потому что рано или поздно наступает переохлаждение. Если температура воды ниже 25 градусов по Цельсию, то тепла, производимого телом, недостаточно для поддержания температуры тела 36,6. Падение температуры тела ниже критического предела не только замедляет обмен веществ и кровообращение, но имеет психиатрические последствия. Человек замечает, как падают его умственные способности, возникают галлюцинации и судороги. Если падение температуры продолжается, деятельность мозга все более угасает, одновременно много тканевой жидкости устремляется в мозг, так что нервные клетки одна за другой гибнут.
Если человек не утонул в результате вынужденного длительного пребывания в соленой или пресной воде, то это еще не гарантия того, что он выживет. Почти в 10% случаев может наступить ларингоспазм. Дышать становится невозможно. В течение 48 часов после достижения спасительного берега может наступить так называемое "вторичное утопление". Либо легкие настолько повреждены грязной водой, что не могут восстановить свою функцию, либо отек легких - скопление воды в легочной ткани - препятствует поглощению кислорода.
Неизвестно, что ощущают люди, когда тонут. В своем автобиографическом романе "Мартин Иден" Джек Лондон, предвосхищая собственное самоубийство, так описывает ощущения утопающего:
От давления на барабанные перепонки боль и шумит в голове. Становится невыносимо, невтерпеж, и все-таки он заставляет руки и ноги вести его вглубь, но наконец воля сломилась и воздух разом вырвался из легких. Пузырьки воздуха, летучими шариками устремляясь вверх, ударялись о щеки, о глаза, скользили по ним. Потом пришла боль, его душило. Это страдание не смерть, билась мысль в меркнущем сознании. Смерть не страдание. Это страшное удушье - жизнь, муки жизни, это последний удар, который наносит ему жизнь.
Упрямые руки и ноги слабо, судорожно задвигались, забили по воде. Но он перехитрил их, перехитрил волю к жизни, что побуждала их двигаться, биться. Он уже слишком глубоко. Им больше не вынести его на поверхность. Казалось, его неспешно несет по морю сновидений. Краски и отсветы играют вокруг, омывают его, переполняют. А это что? Кажется, маяк, но он в мозгу - вспыхивает, слепит яркий свет. Белые вспышки чаще, чаще. Долгий гулкий грохот, и Мартину кажется, он катится вниз по громадной, нескончаемой лестнице. И вот он где-то внизу, рухнул во тьму. Это он еще понял. Рухнул во тьму. И в миг, когда осознал это, сознание оборвалось.