Новые языковые нормативы для прессы должны способствовать изменению взглядов на действительность
Подобные встречи уже превратились в традицию. Раз в неделю администрация российского президента вызывает в Кремль главных редакторов федеральных телеканалов, радиостанций и печатных СМИ. "Управляемая демократия" базируется на пропагандистской мощи четвертой власти. Критическая информация о чеченской войне и ее распространении на весь Северный Кавказ уже давно практически не звучит в рейтинговых программах. Однако иногда журналисты из государственных СМИ допускают ляпы, которые за кремлевским проектом виртуального мира позволяют разглядеть реальную жизнь региона. Но теперь и этому должен быть положен конец.
В конце октября в СМИ был спущен обширный список с "правильными" формулировками и обозначениями, сообщило государственное информационное агентство РИА "Новости". За стремлением к семантической точности, говорилось в сообщении, не в последнюю очередь кроется забота о чистоте русского языка. Однако языковые нормативы должны прежде всего препятствовать циничному злоупотреблению террористами "средствами массовой информации с целью многократного усиления психологического и информационного воздействия".
С тех пор в российских СМИ чеченских сепаратистов называют исключительно террористами и моджахедами или - в зависимости от контекста - наемниками или боевиками. Живущего в Лондоне в эмиграции эмиссара убитого чеченского президента Аслана Масхадова может называть лишь "рупором боевиков".
Должности и титулы исламского духовенства, такие, как шейх, эмир, амир или имам, которыми награждают себя чеченские террористы и сепаратисты, больше использовать нельзя. Их нужно заменять общим наименованием - "предводитель бандитской шайки". Принадлежащих к фундаменталистской школе "ваххабитов" следует называть не иначе как "исламистскими наемниками", а на джамааты, исламистские общины, которые на Северном Кавказе обычно преследуют воинствующие цели, без разбору ставится печать "террористических организаций".
Нежелательными являются и такие словосочетания, как "чеченский" или "исламский терроризм". Это противоречит официальной установке, согласно которой положение в Чечне давно нормализовалось. Поэтому вместо подобных выражений следует употреблять словосочетание "международный терроризм".
С 11 сентября 2001 года Кремль пытается выдать чеченскую войну за свой вклад в борьбу с международным терроризмом. Поиск наемников из исламских стран после любого теракта уже превратился в своего рода ритуал. Правда, доказательств этому прокуратура обычно не находит. Или же, как было в Беслане, выясняется, что "черные наемники" - это обожженные трупы кавказских террористов.
В 2005 году федеральные институты, в ведении которых находится контроль над прессой, более 90 раз выносили СМИ предупреждения за нарушение предписаний. У пяти средств массовой информации была изъята лицензия.