Россия будет создавать новые наступательные вооружения, чтобы противостоять американским планам по ПРО, иначе США "будут делать, что хотят", заявил вчера Владимир Путин. Его слова осложнят переговоры по новому СНВ, считают обозреватели СМИ, усматривая в них и "пример застарелых страхов" России, и демонстрацию премьером своего "господства на политической арене".
Глава российского правительства Владимир Путин считает, что запланированная США система ПРО нарушает стратегический баланс сил, пишет Die Presse. "Если мы не развиваем противоракетную оборону, у нас создается опасность того, что, создав над собой зонтик против наших наступательных ударных систем, наши партнеры могут почувствовать себя в полной безопасности, - заявил Владимир Путин, выступая перед журналистами во Владивостоке, - нарушится этот баланс, и тогда будут делать, что хотят, и агрессивность сразу возрастет и в реальной политике, и в экономике". Для сохранения баланса, сказал премьер, Россия должна развивать новые наступательные системы.
При этом, подчеркнул Путин, переговоры с американцами по новому договору СНВ идут в заданном направлении, хотя России требуется больше информации относительно американских планов по противоракетной обороне.
Путин назвал американские планы по ПРО главным препятствием для договора, который должен прийти на смену СНВ, пишет The New York Times. Во вторник российский премьер сказал журналистам, что Россия должна для сохранения паритета с США разработать новые наступательные вооружения, способные преодолеть противоракетную оборону. Возможен и другой вариант: пусть Вашингтон предоставляет России информацию о своей ПРО взамен на сведения о разработках российского оружия, передает слова премьера корреспондент Эллен Барри.
Пока неясно, отражают ли высказывания Путина новую позицию России либо они являются тактическим ходом на финальной стадии переговоров о новом соглашении, которые, по словам американской стороны, близки к завершению. Требования Путина об ограничении ПРО крайне затруднят переговоры, полагает эксперт Стивен Пайфер.
Путин не только призвал разработать новые наступательные вооружения для сохранения паритета с США, но и потребовал от Вашингтона огласить более подробные сведения о технологии и планах размещения системы ПРО, отмечает Меган Стэк в The Los Angeles Times. "Эти провокативные высказывания человека, который, по мнению многих, считается самым могущественным российским лидером, - пример застарелых страхов и несовместимых мировоззрений в период, когда делегации США и России пытаются доработать долгожданный договор о сокращении ядерных арсеналов", - пишет журналистка. Однако американская сторона дала понять, что заявления Путина ее не обескураживают, а переговоры, прерванные на время рождественских каникул, близки к успеху.
Между тем Путин во вторник заметил: некоторые считают, что договор взамен СНВ "вообще не нужен". Сам он заявил, что наличие определенных правил по ограничению вооружений лучше, чем их отсутствие, но добавил, что США и Россия до сих пор должны вооружаться в качестве взаимных ответных мер.
Российский президент занял жесткую позицию в отношении США, пишет Эмануэле Новацио в газете La Stampa. Россия будет создавать новые наступательные вооружения, чтобы противостоять американским планам по ПРО и "сохранять баланс" с США, при этом Москва не намерена создавать системы, подобные "щиту", потому что они "слишком дороги", а их эффективность пока не ясна.
В последних заявлениях Путина много интересных моментов, полагает журналист. Российский премьер продолжает заниматься вопросами внешней политики и стратегии, несмотря на то, что эти сферы, согласно Конституции РФ, являются прерогативой президента. Кроме того, Путин говорил вчера и о перевооружении в "экономико-промышленном" контексте: следовало понять, что открытие новой сборочной линии автозавода "Соллерс" - не единственная проблема, заботящая премьера.
Путин намеренно поднял тему щита после нескольких месяцев затишья, чтобы обвинить Обаму в том, что американская сторона держит в тайне многочисленные детали нового проекта. "Пусть нам передают всю информацию по ПРО, а мы готовы будем тогда отдавать какую-то информацию по наступательным вооружениям", - сказал премьер.
Заявления Путина можно интерпретировать и как поддержку тем, кто выступает против нового договора в консервативных кругах постсоветской системы, прежде всего в военных кругах, с которыми бывший президент всегда был тесно связан, считает обозреватель итальянского издания. Не случайно именно вчера генерал Леонид Ивашев заявил: "Щит нацелен, прежде всего, против ядерной мощи Москвы, которую США хотят ослабить. Россия должна сконцентрировать усилия, чтобы взломать его".
Премьер-министр Путин заявил, что Россия нуждается в наращивании вооружений для того, чтобы взломать новый противоракетный щит Америки, и эти категоричные высказывания осложнят усилия по сокращению ядерных арсеналов России и США, полагает корреспондент The Times. "По-видимому, премьер изложил стойкое убеждение "твердолобых" из числа российских военных", - пишет Уилл Стюарт. Однако его слова можно трактовать и в контексте ожиданий, что Путин объявит о своем участии в выборах в 2012 году, так как международные договоры о вооружениях - прерогатива президента. Премьер пытается добиться от США новых уступок, а заодно демонстрирует свое господство на российской политической арене, рассудили наблюдатели. Некоторые увидели в высказываниях Путина о вооружениях также очередной признак зарождающихся трений между премьером и президентом Медведевым.