Эксперты предсказывают Казахстану прекрасное нефтяное будущее, но при условии, что эта страна сможет экспортировать свое черное золото в Европу или в Азию, не вызывая раздражения у России, пишет Ричард Верли в статье, опубликованной в газете Le Temps.
В ходе беседы с автором статьи один из руководителей Kazmunaigaz, государственного нефтегазового консорциума Казахстана, на условиях анонимности рассказал о будущем некоторых месторождений, открытых на каспийском шельфе и на континенте. "Двумя самыми важными для Казахстана нефтяными месторождениями являются Тенгиз (разрабатываемое американской компанией Chevron) и офшорное месторождение Кашаган, эксплуатация которого, как ожидается, начнется в 2013 году. Разработкой месторождения занимается консорциум, объединяющий французскую Total, итальянскую Eni, американскую Conoco-Philips и Kazmunaigaz. При этом все нефтепроводы, берущие начало у каспийских месторождений, идут в соседнюю Россию, и нет ни одной "трубы", которая бы могла напрямую снабжать нефтью Западную Европу или Китай", - пишет автор статьи.
"Лучшими потенциальными клиентами Астаны являются Брюссель, Берлин, Париж или Пекин. Казахстан и его богатые запасы углеводородного сырья и урана наталкиваются на одно препятствие: ключи от промышленно-энергетического замка этого гиганта Центральной Азии все еще находятся в Москве, которая контролирует сеть нефтепроводов, построенных еще во времена Советского Союза", - пишет корреспондент.
"Наше будущее объединено с будущим России", - подтвердил министр транспорта Казахстана Абельгази Хусаинов. Не стоит забывать, что в стране, особенно в ее северных районах, проживает много русских. Обе страны объединяют не только общая протяженная граница, но и язык, и советское прошлое", - отмечает журналист.
"Энергетика превратилась в сферу активного соперничества. Основной оператор нефтяного месторождения Тенгиз, американская Chevron, добывает лишь 450 тысяч баррелей нефти в день вместо 600 тысяч по той причине, что русские, чтобы устранить конкуренцию, не хотят строить новый нефтепровод, по которому бы сырье с сотен скважин могла поставляться на черноморские терминалы. Результат: Chevron вынуждена инвестировать... в строительство казахских железных дорог, чтобы экспортировать часть добытого черного золота. Опять-таки, через Россию", - пишет автор статьи.
"Чтобы ослабить удавку, следует обойти русского медведя. Примером такого подхода может служить месторождение Кумкол в центре страны: с 2009 года оно напрямую соединено с Китаем ниткой нефтепровода. Пекин всячески обхаживает Астану в надежде на то, что нефть месторождения Кашаган потечет в восточном направлении. Но китайский дракон вызывает страх: "Наша задача в отношениях с китайцами - сохранять контроль. А это совсем непросто", - говорит казахский дипломат, принимавший участие в переговорах с китайской China Petroleum, которая вошла на казахский рынок путем покупки за 4,2 млрд долларов канадской компании Petrokazakhstan", - говорится в статье.
"А что же Европа? Казахстан вместе с газовыми месторождениями соседнего Туркменистана является конечной целью газопровода Nabucco, который должен пройти в обход России через Южный Кавказ. Стоимость проекта оценивается в 8 млрд евро."Это научная фантастика. Проект слишком дорогой, слишком рискованный, слишком сложный!" - прокомментировал чиновник из Kazmunaigaz. Аналогичного мнения придерживается итальянская Eni, которая участвует в конкурирующем проекте "Южный поток", поддерживаемом "Газпромом". Его называет "более реалистичным" и французская Total. Иными словами, ключи к русскому замку еще не скоро удастся подобрать", - пишет в заключение автор статьи.