Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
30 января 2002 г.

Pfi. | Neue Zürcher Zeitung

Значение мелких и средних предприятий для будущего России

Призыв Международного банка реконструкции и развития к сокращению произвола чиновников

Экономическое развитие России в последнее время существенно улучшилось, однако, страна по-прежнему сильно зависит от экспорта сырьевых ресурсов. Как говорится в исследовании Международного банка реконструкции и развития, процесс экономического оздоровления может быть успешным только в случае проведения структурных изменений, когда мелкие и средние предприятия станут мотором экономического роста. Для этого помимо прочего необходима дальнейшая дебюрократизация и улучшение работы финансового сектора.

Оживление рынка в России стало в последние месяцы темой для многочисленных положительных статей. Основные макроэкономические параметры в России улучшились, как отмечают в своем последнем докладе экономисты Международного банка реконструкции и развития. Если за точку отсчета принять кризис 1998 года, то ВВП в России официально вырос более, чем на одну пятую, государство сумело достичь профицита бюджета ? даже при обслуживании своих долгов в полном объеме, инфляция уменьшилась до уровня ниже 20%, сократилась безработица, а процветающая внешняя торговля обеспечила значительное превышение экспорта над импортом.

Однако сохраняется сильная зависимость страны от экспорта сырья, который дает более 70% всех экспортных поступлений. Хотя сегодня российская экономика гораздо более стабильна, чем еще три года тому назад, на экономическое развитие страны в целом продолжают оказывать чрезмерное (как в положительном, так и в отрицательном отношении) влияние цикличные колебания цен на сырье, даже несмотря на важные структурные реформы, утверждает Христоф Рюль, главный московский экономист Международного банка реконструкции и развития. При сравнении основных экономических прогнозов специалисты МБРР, правда, приходят к выводу, что даже при цене нефти в 13 долларов за баррель, в этом году еще можно рассчитывать на рост в почти 2%. Но в дальнейшем процесс оздоровления экономики возможен только в том случае, если в России в ускоренном темпе будут осуществляться структурные изменения, благодаря которым малые и средние предприятия станут мотором экономического роста.

Чиновничий произвол как фактор нестабильности

Говорить с цифрами в руках о роли в экономике России малых и средних предприятий трудно в том числе и потому, что весь комплекс условий часто толкает эти компании в теневую экономику. Официально число малых и средних предприятий сократилось в прошлом году с 879 000 до 842 000, несмотря на экономический взлет и структурные реформы. При этом, однако, не учитывались ПБОЮЛ, которые иногда создаются по соображениям льготного налогообложения, а нового предприятия при этом не возникает. Если приплюсовать к ним простые товарищества, то в течение последних трех лет ежегодно создавалось около 200 000 предприятий. Так или иначе, количество малых и средних предприятий в России в сравнении с численностью населения (за исключением Москвы) все еще значительно ниже, чем в Западной Европе, а также в большинстве восточноевропейских стран, являющихся кандидатами на вступление в ЕС.

Если говорить о препонах, которые препятствуют предпринимателям в учреждении малых и средних предприятий, то картина получается одинаковой по всем российским регионам. Прежде всего на этом пути стоит вездесущая бюрократия. Многочисленные правила, которые надо соблюдать, и согласования на разных уровнях по-прежнему отнимают слишком много времени и обходятся слишком дорого именно для малых предприятий.

Так как введение полностью единых правил едва ли возможно, чиновникам легко удается оказывать давление на предприятия. Вынесение решения об аренде земельных участков, до сих пор практически исключительно принадлежащих государству, или интерпретация налогового законодательства остаются самым популярным средством влияния на предприятия. Кроме того, фирмам, ориентированным на экспорт, незаинтересованные в клиентах таможенные органы сулят особые затруднения. Все это является причиной нестабильности и делает успех или неудачу слишком сильно зависимыми от личных контактов, что препятствует честной конкуренции между предприятиями, ставит в худшее положение новичков и содействует развитию и без того широко распространенной коррупции.

Без стабильности нет капитала

К тому же у российских малых и средних предприятий нет доступа к оборотному капиталу. Краткосрочные кредиты дороги, а среднесрочные (со сроками более года) практически недоступны. Это на первый взгляд тем удивительнее, что Россия по официальной статистике является экспортером капиталов. Согласно официальным данным, в третьем квартале 2001 года отток российского капитала за границу превышал ежемесячный приток на 1,5 млрд. долларов (что, правда, значительно меньше, чем 2,3 млрд. долларов в первом квартале). Даже если статистические данные содержат значительную погрешность, все равно феномен "бегства капитала" при определенном размышлении не представляется такой уж неожиданностью. Так как малые и средние предприятия располагают незначительным имуществом и не имеют земельной собственности, они не имеют обеспечения для кредитов. Кроме того, их зависимость от чиновников повышает инвестиционные риски. Для успешных, ориентированных на экспорт предприятий логичнее оставлять свои деньги за границей, чем рисковать ими в собственной стране, пока они сами не смогут контролировать кредитуемые ими предприятия. К тому же, в России по-прежнему отсутствует дееспособный банковский сектор.

Неуверенность приводит еще и к тому, что до сих пор имеется лишь очень ограниченная возможность для скорой и эффективной защиты своих прав и требований в суде. Кроме того, обращение в суд большинство людей в России все еще считают предосудительным, и очень широко распространено опасение, что тот, кто политически или экономически сильнее, все равно выиграет. Удастся ли, а если удастся, то как быстро, преобразовать российскую экономику по примеру западных образцов, однозначно будет зависеть от того, насколько широко малые и средние предприятия займут место старых и неэффективных, традиционно крупных российских предприятий.

Новые динамичные предприятия должны создавать рабочие места, которые сокращаются при реструктуризации или закрытии старых крупных предприятий. Малые и средние предприятия являются тем самым фактором, который способен уменьшить одностороннюю зависимость экономики от экспорта сырья. Как подчеркивает Международный банк реконструкции и развития в своем исследовании, создание благоприятных условий для малых и средних предприятий как фактор улучшения экономической и повышения эффективности социальной политики играет гораздо большую роль, чем сохранение рабочих мест на отживших свое старых предприятиях.

Президент Путин неоднократно высказался за улучшение экономических условий для малых и средних предприятий как за один из своих экономических приоритетов, с чем соглашались министерства финансов и экономики. Фактически решающий прогресс мог быть достигнут в прошлом году путем проведения налоговой реформы, различными мерами, ведущими к дебюрократизации экономики, принятием нового земельного кодекса и началом реформирования банковского сектора. Однако, вместе с поправками, которые еще последуют, прежде всего, в отношении реформы государственного управления, сегодня все еще не хватает изменения в образе мышления в регионах. Слишком часто те, кто обязан проводить реформы, ставят знак равенства между понятиями "хорошо" и "много", и "новый" и "бесполезный". Слишком часто отсутствует понимание экономической необходимости конкуренции.

Как следует из материалов Международного банка реконструкции и развития, верх, прежде всего, должно одержать понимание того, что скрытые дотации в существующие предприятия, например, в форме нерыночных кредитов или налоговых льгот только замедляют и без того дорогостоящие структурные изменения. Вместо того, чтобы сохранять рабочие места на существующих предприятиях, целью должно стать такое улучшение условий, чтобы предприниматели сами стремились создавать новые рабочие места. Остается надеяться, что слова Международного банка не разойдутся с делом: сейчас развивающимся странам гораздо целесообразнее оказывать помощь не выделением новых кредитов центральному правительству, а стимулированием формирования таких взглядов и ? на их основе ? стимулированием преобразований в регионах.

Источник: Neue Zürcher Zeitung


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru