Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
30 января 2003 г.

Редакция | The Independent

Герхард Шредер: как говорят в Германии, политика позволяет добиваться преимущества

Америка называет его голосом "старой Европы". Франция считает его союзником, который поможет предотвратить войну с Ираком. Муссируются слухи, не красит ли он волосы и бросают ли его жены. Короче говоря, канцлер Германии привлекает к себе большое внимание.

Друзья Шредера говорят, что еще в 1986 г. этот политик знал, что когда-нибудь станет канцлером Германии. В то время он боролся за лидерство в Социал-демократической партии в родной Нижней Саксонии. Шредер был аутсайдером, его считали левым смутьяном. Однако он обладал шармом и умением бойко говорить. Он совершил поездку по местным партийным отделениям и победил. Четыре года спустя он одержал победу на местных выборах и стал премьером Нижней Саксонии, а в 1998-м занял пост канцлера Германии.

Может показаться, что Шредер - целеустремленный человек с твердыми убеждениями, но это не так. Чтобы понять Шредера, нужно обратить внимание на то, что он слишком легко справился с самыми сложными испытаниями, которые предложила ему жизнь. Когда он стал лидером Нижней Саксонии, критики начали поговаривать, что он утратил все свои убеждения и превратился в менеджера. Это помогает понять, почему он сбился с пути, почему в Германии проводится неудачная экономическая политика, а в области внешней политики страна конфликтует с Европой и США, почему испортились отношения Шредера с прессой, в том числе с британскими газетами, которым он пытается помешать писать о своей личной жизни с помощью неуклюжих судебных предписаний.

Но иногда мы видим совсем другого Шредера. На прошлой неделе во время празднований сорокалетия "Елисейского договора" он стоял рядом с президентом Франции Жаком Шираком. Лидеры торжественно заявили о том, что две нации связаны "общей судьбой". Они решили объединить свои усилия и вместе помешать США и Великобритании развязать войну с Ираком. Они намерены и впредь быть лидерами ЕС. Они урегулируют правовые и правительственные конфликты и создадут двойное франко-германское гражданство.

Американские лидеры считают это серьезным бунтом. "Германия создает проблемы", - заявил министр обороны США Дональд Рамсфельд, назвав Германию и Францию "старой Европой". Герхард Шредер выступает против военной операции даже в том случае, если она будет санкционирована ООН, и тем самым создает прецедент односторонней немецкой политики.

Юные годы Шредер провел в Ганновере. Он рано научился верить в свои способности. Будущий канцлер родился в апреле 1944 г. и никогда не видел отца, погибшего на Восточном фронте во время Второй мировой войны. Мать работала уборщицей. В возрасте 14 лет Шредер бросил школу, чтобы зарабатывать деньги для семьи. Он работал в магазине, а по вечерам учился и в конце концов получил диплом юриста. У Шредера много талантов: например, он был форвардом в местной футбольной команде. Но ярче всего его звезда заблистала в политике. Будучи лидером "Юных социалистов", он занимался организацией акций протеста, в том числе против войны США во Вьетнаме.

Вилли Брандт и Гельмут Колль предсказывали, что он станет лидером Германии, но Шредеру не хватало опыта политической деятельности на национальном уровне. Он проработал в бундестаге всего шесть лет, с 1980 по 1986 год, и именно в это время он заслужил репутацию бунтаря. Однажды ночью он проводил время с друзьями и, развеселившись, начал трясти ограду вокруг кабинета канцлера и кричать: "Пустите меня!"

Шредер пытался восполнить отсутствие университетского образования. Он прошел короткие курсы английского в Борнмуте, но так и не научился говорить ни на одном иностранном языке. Он любит кубинские сигары, интересуется современным искусством, собирает картины.

Собирать свою "коллекцию жен" Шредер начал давно. В 1968 г. он женился первый раз, на девушке, с которой у него был роман в детстве. Сейчас Шредер живет с четвертой женой Дорис Шредер-Копф - журналисткой, которая на 20 лет его младше. Некоторые считают, что неспособность к длительному браку говорит об отсутствии глубоких убеждений.

В 1998 г. партия попросила Шредера стать лидером, и он согласился. Гельмут Колль немцам надоел. Шредер объединился с зелеными и победил со значительным перевесом.

У Шредера нет какой-либо системы государственного управления. Сначала он говорил, что будет проводить реформаторскую программу в духе "третьего пути" Тони Блэра. Потом он пообещал сохранить немецкую модель социальной защиты. Он начал реформировать пенсионную систему и законы о труде, но ему не удалось справиться с безработицей: количество безработных в стране превысило 4 миллиона.

Тем не менее, придя к власти, Шредер сразу же объяснил, в чем заключается его собственное политическое кредо, и это помогает понять, почему он готов конфликтовать с главным покровителем Германии - США. Канцлер сказал, что Германия больше не будет оставаться заложницей нацистского прошлого. Страна будет защищать свои "национальные интересы не больше и не меньше, чем другие государства". Он открыто критиковал Европейскую комиссию, когда та задавала Германии нелицеприятные вопросы о государственных субсидиях и нарушениях антимонопольных правил ЕС. Он требовал особого отношения, утверждая, что Германия является дойной коровой ЕС и что иногда "корову нужно гладить".

После терактов 11 сентября в США Шредеру пришлось принимать ряд сложных решений. После некоторых колебаний он призвал парламент проголосовать по вопросу об отправке войск в Афганистан в составе американской коалиции. Риск оказался оправданным - впоследствии Германия сыграла важную дипломатическую роль. В Бонне прошла афганская конференция, в ходе которой было создано новое правительство.

Шредеру по-прежнему сопутствует его легендарная удача. На прошлогодних федеральных выборах его спасло ораторское искусство и решение разыграть антивоенную карту. Немецкие избиратели выступают резко против войны. После выборов популярность Шредера снова начала падать, поскольку экономические проблемы стали очевидны. Кроме того, Шредер утратил свое чувство юмора. Когда-то его называли "медиа-канцлером", но сейчас СМИ враждебно относятся к лидеру, который идет в суд, чтобы запретить газетам писать о его личной жизни. В прошлом году он выиграл судебный иск, возбужденный против информационного агентства, сообщившего, что он красит волосы.

Говорят, что обратиться в суд Шредера призвала жена Дорис. Недавно канцлер возбудил очередной иск, чтобы заставить СМИ прекратить писать о его семейных проблемах. Скоро начнется судебное разбирательство по иску Шредера против газеты Markische Oderzeitung, издающейся в Восточной Германии. Британская газета The Mail on Sunday злорадно игнорирует постановления немецкого суда и продолжает писать о канцлере.

Многие немцы до сих пор не знают, во что на самом деле верит Шредер. Клятва верности Франции, данная на прошлой неделе, не прозвучала искренне. В последние годы отношения канцлера с Францией стали крайне напряженными. Франко-немецкий манифест создает проблемы для британского правительства. Возможно, Шредер забыл, сколь многим он обязан Тони Блэру - тот первым из всех европейских лидеров пригласил его на дружескую беседу, после того как советники президента Буша заявили, что канцлер "отравил" отношения Германии и США. Ситуация будет довольно странной, если немецкий лидер, пришедший к власти с репутацией сторонника близких отношений с США, приведет трансатлантический альянс к самому глубокому конфликту в его истории.

Источник: The Independent


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru