В репортаже турецкого телеканала Ntv, посвященного посещению Полом Вулфовицем мечети Семилийе в городе Эдирне, один из самых влиятельных людей Вашингтона запечатлен в дырявых носках, что может свидетельствовать о его рассеянном характере. В штаб-квартире Всемирного банка, который он возглавляет с 2005 года благодаря соглашению между Джорджем Бушем и Жаком Шираком, сообщения, поступившие из Турции, не вызвали большого удивления. Забыть проверить носки перед визитом в мечеть, где, как известно, следует находиться без обуви, или не иметь при себе достаточно денег, чтобы сделать покупки на базаре, по мнению некоторых его сотрудников, вполне характерно для личности, посвящающей максимум собственных сил размышлениям о политике, разработке проектов или прокладыванию исторических параллелей.
"Если бывший посол в Индонезии, как Вулфовиц, забывает проверить носки в день, когда он намеревается побывать в мечети, - говорит один из его сотрудников, попросивший не называть его имени, - то это не из отсутствия уважения к исламу, а по причине того, что он очень часто обращает мало внимания на практические детали". Несмотря на то, что в течение четырех лет Вулфовиц был заместителем главы Пентагона - самого крупного и разветвленного министерства Соединенных Штатов, он остается экс-главой Школы международных исследований Пола Нитца в Университете Джона Хопкинса, которого многие его ученики помнят по "необычным и импровизированным лекциям".
Интеллектуал-неоконсерватор, которому приписывают авторство плана интервенции в Ирак в 2003 году, принимая посетителей в своем кабинете в Пентагоне, всегда подолгу говорил о культуре страны, откуда приехал гость, быстро покончив с тактическими деталями военных операций в Багдаде или Кабуле. Либеральный режиссер Майкл Мур высмеял этот аспект личности Вулфовица в 2004 году в документальном фильме "9/11 по Фаренгейту", сумев скрытно запечатлеть его на видеокамеру, когда тот причесывал волосы, смочив расческу слюной.
Но именно рассеянность становится сильной стороной председателя Всемирного банка, когда следует взглянуть дальше, чем повседневная повестка дня. Не случайно, будучи назначен главой ВБ, он выбрал Африку в качестве места своего первого визита. Ему хватило короткой остановки в небольшом государстве Буркина-Фасо, чтобы понять, что, несмотря на широко распространенную бедность, в этом уголке мира существует надежда благодаря необычному мирному сосуществованию не только между мусульманами и христианами, но и между племенами, разделенными двумя десятками диалектов и вековой историей непонимания.
Между тем его противники видят в его рассеянности подтверждение поверхностности, которая может привести к оговоркам или серьезным политическим ошибкам. Так, во время завтрака на Даунинг-стрит в 2005 году Вулфовиц сказал, что не читал меморандума о предстоящем саммите "большой восьмерки", чтобы "не отвлекаться на исторические прецеденты", но Тони Блэр и его шерпа восприняли эти слова как неуважительное отношение к саммиту. За два года до этого, в ходе брифинга в Пентагоне, он забыл о том, сколько американских военнослужащих на тот момент находилось в Афганистане. Пресс-секретарю пришлось исправлять эту оплошность и распространять специальное письменное коммюнике.
Осознавая эту свою слабость, Вулфовиц демонстрирует хорошую дозу самоиронии и в то же время твердо отстаивает уже принятые принципиальные решения. Очень часто он произносит следующую фразу: "Не отвлекайтесь от цели, которую мы преследуем". Он использовал ее, когда был в Пентагоне и заявлял о том, что интервенция в Ирак не нанесет вреда долгой борьбе против "Аль-Каиды". И вновь произносил ее, уже находясь во Всемирном банке, чтобы подчеркнуть необходимость сопровождать Африку на пути жестких реформ, способных возобновить развитие континента, ограничив потери и ведя борьбу с коррупцией.