Колючая агрессивность России может оказаться контрпродуктивной, полагает британская газета
Даже для таких грубых и мстительных органов, как различные разведслужбы России, использование фотографии смертельно отравленного неделей ранее диссидента-эмигранта в ходе тренировок сил специального назначения в стрельбе по мишеням, кажется перебором. И, тем не менее, как только что сообщила одна российская газета, когда 7 ноября главе верхней палаты российского парламента показывали военный тренировочный лагерь, лицо-мишень, появлявшееся на стрельбище, было лицом Александра Литвиненко. Шестью днями ранее в Лондоне он получил смертельную дозу полония-210. И хватит негодующих отрицаний Россией того, что дезертировавший бывший шпион был "никем" и не имел никакой важности для России. Для тех, кого учили на убийц, он представлял собой кое-что - мишень.
Расследование убийства этого британского гражданина натолкнулось на каменную стену. Британская полиция старалась публично не говорить о препятствиях и умышленном запутывании дела, что саботировало попытки следователей распутывать ниточки в Москве. Однако их разочарование налицо. Так же, как и вывод, что убийца не сумел предугадать, что радиоактивный яд оставит след настолько отчетливый, что полиция сможет установить, как и когда были произведены различные попытки убить Литвиненко. Однако между Великобританией и Россией договора об экстрадиции нет, и Кремль ухватился за возможность использовать расследование для того, чтобы ударить по британцам их же оружием в неустанном стремлении добиться экстрадиции Бориса Березовского и других изгнанников, объявленных Москвой в розыск, так что теперь, похоже, почти не осталось шансов на доведение дела до суда. В итоге главный подозреваемый, бизнесмен и бывший агент КГБ Андрей Луговой может свободно осуждать предположения в СМИ о его "радиоактивных пальчиках", называя это "ложью, провокацией и правительственной пропагандой".
Как бы то ни было, дело Литвиненко обернулось для Кремля бедствием. Оно не только попало в заголовки новостей по всей Европе и повергло Путина в глубокое замешательство. Оно также внесло свои краски в имидж России как "бандитского государства" в то самое время, когда западные политики озвучивали серьезную тревогу по поводу авторитарного правления России, ее новой агрессивности за границей и зависимости Запада от этого колючего партнера в удовлетворении жизненно важных энергетических потребностей. Эти вопросы активно обсуждались в Давосе на прошлой неделе, и Александра Медведева, замглавы государственного "Газпрома", попросили объяснить влияние этого энергетического гиганта на российскую государственную политику - и наоборот. Вынужденный защищаться, он смог сказать лишь одно: его компании "нечего скрывать".
Однако не стоит переоценивать новое стратегическое оружие России. Россия по-прежнему нуждается в западных деньгах и опыте для развития своих огромных резервов. И всякий раз, когда Россия ссорится с соседями и вызывает перебои в газовых поставках в Западную Европу, это толкает европейцев - и других соседей, например Японию, - к более серьезным мерам по диверсификации энергетических поставок. Кроме того, России не стоит думать, что цены на нефть и газ будут оставаться завышенными вечно. Чем выше цена не нефть-сырец, тем привлекательнее становятся альтернативные источники энергии и тем значительнее инвестиции в исследования.
Агрессивность России - это ее реакция на потерю империи и предполагаемое унижение. Путин олицетворяет новое настроение - и легко представить, что он вернется во власть в будущем. Европа должна научиться тому, как лучше всего сосуществовать с этим трудным соседом, который, в свою очередь, должен воздерживаться от встрясок своих соседей.