Взгляните в глаза российского президента Владимира Путина, и вы увидите человека, который прошел выучку в КГБ и не желает оставлять на волю случая ни одной мелочи в ходе выборов.
Чем же еще можно объяснить очередной отталкивающий поворот в сомнительной избирательной кампании: отказ зарегистрировать кандидатуру бывшего премьер-министра Михаила Касьянова под предлогом, что он предоставил якобы недействительные подписи в свою поддержку?
Обычно те, кто манипулирует выборами, стараются скрывать это - Путин даже не пытается делать вид. И, хотя он сам или названный им ставленник легко победили бы в справедливом голосовании, президент не стал рисковать.
Критики и потенциальные соперники понимают, что если выступят против него, то рискуют навлечь на себя судебное преследование или опасность физической расправы. Власти систематически подавляют независимые СМИ.
Результаты декабрьских выборов в парламент были очевидны заранее, тем не менее голосование, по словам европейских наблюдателей, прошло нечестно и несправедливо. Партия Путина получила около двух третей голосов.
Никто не сомневается, что названный Путиным преемник - Дмитрий Медведев - одержит победу на выборах 2 марта. Лояльный Медведев уже пообещал сделать Путина премьер-министром. На всякий случай начались преследования ведущего демократа-оппозиционера Гарри Каспарова, которого вынудили сойти с предвыборной дистанции.
Более прагматичный автократ мог бы на этом успокоиться. Касьянов, как и три других кандидата, не представлял опасности, а его участие лишь добавило бы демократичности нынешней пародии на выборы.
Западные лидеры многократно пытались найти оправдания Путину: дескать, Вашингтон нуждается в помощи Москвы в иранском и прочих вопросах, а Европе нужны нефть и газ. Но вот от демократии, которая с трудом зарождалась в России после падения коммунизма, осталось совсем немного. Признать эту горькую правду - самое малое из того, что могут сделать западные демократы для своих невезучих российских коллег.