Дмитрий Медведев хочет начать борьбу с "правовым нигилизмом"
В своем выступлении перед представителями Ассоциации юристов России кандидат в президенты Медведев высказался в поддержку укрепления закона в России. Это тема более чем злободневная, поскольку недостаток правовой безопасности представляет собой одну из главных бед в стране
Вот уже почти 8 лет Россию возглавляет юрист, который в свое время поставил перед собой неоднозначно сформулированную цель - установить в государстве "диктатуру закона". Не особенно ловко подобранное выражение Путин впоследствии больше практически не использовал. Восстановление влияния и контроля Кремля (и так называемой вертикали власти) было очерчено такими понятиями, как "стабильность" и "порядок" в государстве и обществе. Российский философ Михаил Рыклин пишет о "праве сильнейшего" в своем эссе, в котором описывает и события недавнего прошлого России, в результате которых жертвы становились обвиняемыми, а преступники - героями. Вместо правовой безопасности до сих пор господствует произвол, набирает обороты коррупция, а между требованием и действительностью в вопросах правосудия существует такое ничтожно малое расстояния, как нигде больше в путинской России.
Законы в соответствии с новыми требованиями
На днях Дмитрий Медведев, выбранный Путиным преемником, и единственный кандидат на президентских выборах 2 марта, имеющий реальные шансы на победу, запомнился высказыванием о том, что в России широкое распространение получил "правовой нигилизм" и он считает своей задачей бороться с этим явлением. Выступая перед представителями Ассоциации российских юристов в качестве первого вице-премьера, Медведев - в свое время доцент кафедры гражданского права - высказался за то, чтобы укреплять закон в России на всех уровнях. Нынешнее законодательство зачастую страдает от недостатка скоординированности, и это касается не только старых законов, но и вновь принятых.
Некоторые основополагающие законы должны, кроме всего прочего, быть приведены в соответствие с актуальными требованиями; в качестве примера Медведев привел закон о судоустройстве, принятый в 1981 году. Собравшихся юристов он призвал служить потребностям граждан страны. Но с другой стороны, следует улучшать понимание законов у населения, вводя в школьную программу предметы, в которых бы освещались правовые вопросы, или же обучая государственных служащих юридическим основам.
Речь Медведева выглядела натянутой и была лишена сенсаций, поскольку он избегал всякой конкретики. Но определенной остроты - даже если это не бросалось в глаза и, возможно, было сделано неосознанно - его описание состояния правосудия в России и его требование более внимательно отнестись к этой теме все же лишено не было. Ассоциация юристов России, которая была основана только в конце 2005 года, объединяет преимущественно государственных высокопоставленных функционеров, которым доверено блюсти закон и порядок в стране: министры и высокопоставленные чиновники, судьи, прокуроры, руководители внутренних спецслужб - и сам президент. Среди них немало тех, кто учился вместе с Медведевым и после того, как он станет президентом, могут рассчитывать на ту или иную важную должность.
Невысокий авторитет правосудия
Тот факт, что после 9 лет "диктатуры закона" и несмотря на реформы система правосудия пользуется более чем скромным авторитетом среди россиян, должен заставить их задуматься. Один только поток дел из России, которые рассматриваются в Европейском суде по правам человека в Страсбурге, указывает на недостатки системы. Такие законы, как недавний закон об "экстремизме", оставили поле для политических толкований. Многие из присутствующих, будучи представителями так называемых "правоохранительных органов" (спецслужбы, МВД) и действуя в соответствии с перенятой с советских времен культурой произвола, сами, возможно, выигрывают от этого.
Выступление Медведева перед юристами стало лучшим доказательством того, как в эти дни в России проходит предвыборная борьба: перед закрытыми группами, по специфическим темам, без дискуссий. Как и его предшественники, Медведев также отказался от теледебатов со своими конкурентами, и соответствующие политологи тут же заявили о понимании позиции вице-премьера. К действенному правовому государству относится, правда, и критически настроенная общественность. Но в путинской России ее заменяют лояльные организации.