Англоязычные СМИ комментируют итоги экстренного совещания министров иностранных дел стран ЕС, которое прошло в четверг в Брюсселе. Участники встречи столкнулись с трудностями в выработке консолидированной позиции, в том числе из-за позиции Греции. Министры смогли договориться лишь о продлении ранее введенных точечных санкций, срок действия которых истекал в марте, но не о введении новых экономических. В июле встанет вопрос о продлении секторальных санкций, и решить его, как считают некоторые, будет еще сложнее.
Министрам не удалось прийти к единой позиции по вопросу о новых санкциях против России, сообщает Financial Times. Итоговую резолюцию совещания авторы статьи Кристиан Оливер и Стефан Уэгстил называют "слабой", а решение о продлении срока действия ранее утвержденных черных списков до сентября - "по большей части символическим".
В резолюции Еврокомиссии предлагается провести дополнительную подготовительную работу по выработке "надлежащих мер", при этом крайний срок выполнения этого поручения не указан, говорится в статье. Как заявила уполномоченная ЕС по внешней политике Федерика Могерини, окончательное решение о том, в чем должны заключаться эти "надлежащие меры", будет принято на встрече глав государств ЕС 12 февраля.
Авторы статьи со ссылкой на дипломатов пишут, что среди европейских министров "нарастает разобщенность", и "сохранять единый фронт" 28 участникам союза становится "все труднее". Так, "внутренние трения" в ЕС значительно осложнят продление секторальных санкций против России, которые действуют до июля 2015 года, убеждены дипломаты.
Разобщенность отчасти объясняется тем, что на выборах в Греции победила леворадикальная коалиция СИРИЗА, отмечает издание. Министр иностранных дел Греции Никос Котзиас заявил, что Афины будут прилагать усилия к недопущению "раскола между Евросоюзом и Россией".
По словам дипломатов из тех стран ЕС, которые придерживаются жесткого курса в отношении России (Великобритания, Швеция, Польша, Румыния и страны Балтии), представители "Франции, Италии и, в меньшей степени, Германии осторожничают" насчет применения более строгих мер в ответ на действия России.
Литовский коллега Котзиаса, Линас Линкевичус, охарактеризовал удар по Мариуполю, нанесенный на выходных пророссийскими повстанцами, как акт "терроризма" и призвал ввести против России новые финансовые ограничения. "Сколько еще человек должно быть убито, прежде чем мы скажем: "Je suis Ukrainien" ("я - украинец", по аналогии с "Je suis Charlie")?" - сказал министр.
По данным The Wall Street Journal, к 9 февраля ЕС должен определиться со списком новых имен и названий, которые будут внесены в "черный список". Формулировки итоговой резолюции были "слегка смягчены по сравнению с предыдущей версией", и сделано это было "отчасти" из-за возражений Греции, указывают авторы статьи Нафтали Бендэвид и Лоренс Норман.
В публикации приводится мнение неназванного высокопоставленного должностного лица ООН, который назвал обстрел Мариуполя военным преступлением, так как, по его мнению, речь идет о преднамеренном ударе по гражданскому населению.
Два европейских дипломата, имена которых The Wall Street Journal также не называет, рассказали, что вчерашняя встреча прошла "гладко". Впрочем, не обошлось и без споров. Так, представитель Великобритании высказал мнение, что "лучше вообще ничего не говорить об [экономических] санкциях, чем выступать со слабым заявлением". Другие участники заседания к его позиции отнеслись без особого энтузиазма, рассказали The Wall Street Journal осведомленные источники.
Позицию представителя Греции Федерика Могерини назвала "чрезвычайно конструктивной" и с удовлетворением отметила: "Мы сохранили единство, и в нем, как мы всегда говорим, наша сила". Сам Никос Котзиас заверил, что Греция - "не плохой мальчик", однако добавил: "Что мы будем говорить на переговорах в будущем, я не знаю. Я ничего не исключаю".